Толерантность к стрессу это


Терпимость и стресс-толерантность

Терпимость как фундаментальное свойство личности является не только противовесом, фактором сдерживания агрессии, но и антиподом агрессивности как личностной готовности к агрессии. К сожалению, феномен терпимости еще не стал предметом серьезных исследований в психологии личности и социальной психологии, хотя иногда этот термин употребляется в связи с проблемой толерантности. Традиционное понимание толерантности в психологии — сугубо психофизиологическое.

Толерантность — это ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Толерантность приводит к повышению устойчивости («терпимости») к некоторому неблагоприятному фактору. Социально-психологическое же понимание толерантности связывается с терпимостью к различным мнениям, непредубежденностью в оценке людей и событий.

Однако, с нашей точки зрения, понятие «терпимость», включая в себя «толерантность», не сводится к нему, а является более общим. За счет чего может осуществляться терпимость? Почему один более, а другой менее терпим? Здесь мы предлагаем выделить два механизма. В одном случае социально-психологическая терпимость может быть обусловлена низкой социально-психологической чувствительностью личности («черствый», «холодный» и т. п.). По существу, при таком варианте терпимость и определяется толерантностью, и связана с повышением порога социально-психологической чувствительности к различным воздействиям партнеров по общению.

Другой же путь обеспечения социально-психологической терпимости личности — это специфика ее установок («все люди могут ошибаться», «чем больше точек зрения, тем лучше», «каждый имеет право на свое мнение» и т. п.). В данном случае повышение терпимости связано с формированием соответствующих установок личности.

Таким образом, структуре общего феномена терпимости можно выделить (А. А. Реан) два се вида: 1) сенсуальная терпимость личности и 2) диспозиционная терпимость личности.

Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью личности к воздействиям среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Сенсуальная терпимость, таким образом, связана с классической толерантностью, с повышением порога чувствительности к различным воздействиям среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия. Образно говоря, сенсуальная терпимость есть терпимость-черствость, терпимость-стена.

В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при взаимодействиях со средой. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности личности к определенной (терпимой) реакции на среду. Эта готовность проявляется на когнитивном (социально-перцептивном), аффективном и поведенческом уровнях реагирования. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок личности, обеспечивающих ее диспозиционную терпимость являются, скажем, такие: «все люди когда-нибудь ошибаются», «чем больше точек зрения, тем лучше», «агрессия и раздражительность очень часто провоцируются ситуацией, а не являются внутренней сущностью человека» и т. п. Принятие стратегии и позиции, известной под названием «альтруистический эгоизм», вероятнее всего, также приводит к существенному повышению терпимости личности. Несомненно, что и в данном случае надо говорить о диспозиционной, а не о сенсуальной терпимости. Следовательно, диспозиционная терпимость, образно говоря, есть терпимость-позиция, терпимость-установка, терпимость-мироощущение. Она вовсе не связана с психофизиологической толерантностью. Носителем высокой диспозиционной терпимости, таким образом, вполне может быть высокосензитивная личность или эмотивный акцентуант.

Внешние факторы терпимости.Изложенные феномены раскрывают явление терпимости как бы «изнутри личности». Рассматривая же этот вопрос с более широких позиций, мы выделяем еще три фактора, обусловливающих терпимость: социогенетический, микросредовой (или психогенетический) и биогенетический.

Под социогенетическим фактором мы понимаем влияние субъективно-объективных факторов на формирование и проявление терпимости в обществе, в различных группах (в том числе и профессиональных) и у конкретных личностей. Речь идет о формировании и проявлении терпимости под воздействием господствующих в данный момент социальных установок, эталонов, стереотипов, под влиянием общей направленности общества: гуманистической, демократической, сотрудничества, плюралистической и т. д. или антиличностной, авторитарной, маниакально-подозрительной и т. д.

Психогенетический (микросредовой) фактор — это влияние на формирование и проявление терпимости ближайшего окружения индивида: семьи, учебного, трудового коллектива (в том числе и педагогического), неформальной группы и т. д. Терпимость как черта личности (если отсутствует блокирующее воздействие социогенетического фактора) в определяющей мере обусловливается именно микросредовым фактором.

Под биогенетическим фактором мы понимаем влияние психофизиологических особенностей, гормонального статуса индивида па формирование и проявление терпимости. Речь идет об особенностях проявления терпимости в зависимости от половых, возрастных и темпераментных особенностей. Необходимо подчеркнуть, что даже на этом уровне анализа не все определяется биологическим фактором. Например, «мужское» и «женское» поведение определяется не только биогенетикой, но социальными стереотипами маскулинности и фемининности.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

poisk-ru.ru

Индивидуальная толерантность к стрессу - Популярная Психология

Люди, которые не справляются с изменчивыми жизненными обстоятельствами, могут быть особенно восприимчивыми к малейшей фрустрации или прессингу. Те, кто обычно не уверен в своей адекватности и самоценности, с гораздо большей вероятностью ощутят угрозу, чем те, кто чувствует себя в целом уверенным и защищенным. Термин толерантность к стрессу обозначает способность человека выдерживать стресс без серьезного для себя ущерба. Люди значительно отличаются по своей общей ранимости перед лицом стрессоров. Бланшар, Хиклинг, Тейлор и Лус обнаружили, что большая депрессия в анамнезе является фактором риска в отношении развития тяжелых психологических симптомов, связанных со стрессом, пережитым в результате дорожно-транспортного происшествия. Одни индивиды в конституциональном отношении оказываются более «хрупкими», чем другие, и сталкиваются с большими трудностями, пытаясь справиться даже со сравнительно мелкими переменами. У них не хватает выдержки терпеть долгие часы ожидания, как того, случается, требует жизнь, а в стрессовых ситуациях они легко могут утомиться или заболеть. Кроме того, различные люди по-разному чувствительны к различным стрессорам. Бывает, что им не удается освоить эффективные адаптивные стратегии, направленные против определенных разновидностей стрессоров. В этой общей способности противодействовать стрессу важнейшую роль играет история индивидуального научения. Ранние травматические переживания могут сделать человека особо чувствительным или особо устойчивым по отношению к определенным стрессорам. Плохой «послужной список» преодоления трудных обстоятельств делает человека уязвимым для новых проблем. Если, например, индивид сталкивается с неподконтрольными ему стрессорами, то он тяготеет к ранимости или становится высоко сенсибилизированным к последующим оскорблениям или злоупотреблениям. Критические ситуации, разочарования и другие проблемы, с которыми в силах совладать один человек, для другого могут оказаться неподъемными. Горожане могут придавать небольшое значение шуму, но могут прийти в ужас при виде свободно разгуливающей коровы.

Недостаточность внешних ресурсов и социальной поддержки

Имеются веские доказательства того, что позитивные социальные и семейные отношения могут умерить воздействие стресса на человека и даже сократить заболеваемость и раннюю смертность. Напротив, отсутствие поддержки извне, либо личностной, либо материальной, способно придать имеющемуся стрессору большую силу и ослабить готовность человека к противодействию. Обще

Национальный опрос, проводившийся в Китае и касавшийся стрессовых жизненных событий, показал, что в числе обыденных стрессоров чаще всего называются проблемные межличностные отношения. Развод или смерть супруга порождает больший стресс, когда люди ощущают себя оставшимися в одиночестве и нелюбимыми, нежели в случае, когда их окружают люди, о которых они заботятся и которых любят. Зигель и Кайкенделл, например, обнаружили, что овдовевшие мужчины, посещавшие церкви и храмы, переживали меньшую депрессию, чем те, кто этого не делал. Считается, что если уменьшить эффекты столь тяжелого стрессора, то удастся ослабить также физические и психологические факторы, влияющие на настроение. В этом исследовании выяснилось, что мужчины, потерявшие жен, испытывали депрессию чаще, чем овдовевшие женщины. Причины этого остаются неясными, хотя такие же данные были получены и другими исследователями. Возможно, что женщины с самого начала пребывали в более тесном кругу друзей, благодаря чему их уязвимость перед лицом депрессии уменьшалась.

В некоторых ситуациях на человека могут оказывать пагубное влияние другие члены семьи, испытывающие психологические проблемы. Уровень напряжения может возрастать у всех членов семьи в случае, если кто-нибудь из них находится в крайне тяжелом положении, например страдает хроническим или опасным для жизни заболеванием, является инвалидом по психиатрическому диагнозу. Индивид, супруг которого страдает психологическим нарушением, наверняка испытает больший стресс, чем тот, чей партнер по браку находится в лучшей психологической форме. Стресс, вызванный недугом, осложняется здесь утратой поддержки.

Культура часто предлагает особые ритуалы или образ действий, которые поддерживают людей в их попытках справиться с определенными разновидностями стресса. Например, в большинстве религий существуют обряды, помогающие людям пережить утрату, а в некоторых вероисповеданиях покаяние и искупление помогают людям справиться со стрессом, связанным с виной и самообвинением.

В целом тяжесть стресса во многом определяется взаимодействием между природой стрессора и ресурсами человека, позволяющими его преодолеть. Как ни была бы велика проблема, она не вызывает у человека сильного стресса, если тот в силах легко с ней справиться. Рассмотрев некоторые факторы, влияющие на форму реакций людей на стресс, мы теперь рассмотрим отдельные способы, с помощью которых люди преодолевают стрессовые события.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

mypsychologic.ru

Толерантность к стрессу при посттравматическом стрессовом расстройстве - ПТСР

Толерантность к дистрессу - это ваша реальная или воспринимаемая способность противостоять эмоциональному стрессу. Толерантность к дистрессу также переживает эмоциональный инцидент, не делая его хуже.

Есть ли у вас посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)? Если это так, есть вероятность, что многие вещи в жизни вызывают у вас эмоциональные переживания, с которыми трудно справиться.

К счастью, обучение технике терпимости к дистрессу может очень позитивно повлиять на вашу способность справляться с неприятными эмоциями.

Каково влияние неконтролируемых интенсивных эмоций на людей с ПТСР?

Люди с ПТСР часто испытывают очень сильные негативные эмоции, такие как стыд, страх, гнев, беспокойство, вина и грусть. Это может быть пугающим, и чем сильнее ваши эмоции, тем сложнее их контролировать.

Возможно, вам даже будет трудно определить, какие именно эмоции вы испытываете - что может заставить их чувствовать себя еще более пугающими, непредсказуемыми и неподконтрольными вам.

Возможно, вы знаете, что люди с ПТСР иногда выбирают нездоровое поведение, такое как преднамеренное самоповреждение, переедание, злоупотребление психоактивными веществами или другие импульсивные виды поведения, в качестве способов справиться с сильно расстраивающими эмоциями. К сожалению, облегчение, которое обеспечивают эти меры, является краткосрочным, и, что еще хуже, огорчительные эмоции часто возвращаются еще сильнее и расстраивают.

Хорошей новостью является то, что обучение методам терпимости бедствия может помочь вам:

  • Готовьтесь заранее, чтобы справиться с интенсивными эмоциями
  • Наслаждайтесь более позитивным долгосрочным прогнозом, чтобы справиться с ними

Какие методы терпимости бедствия доступны?

Если у вас посттравматическое стрессовое расстройство, вы можете выбрать один из нескольких методов лечения, которые включают обучение навыкам терпимости к стрессу. Например, лечение, называемое диалектической поведенческой терапией (ДБТ), может дать вам навыки, которые непосредственно направлены на повышение терпимости к дистрессу. Другое лечение, называемое интероцептивным воздействием, может помочь повысить вашу способность переносить воздействие интенсивных негативных эмоций на ваше тело, таки

rus.psychic-parapsychologist.com

Опросник толерантности к неопределенности — Телесная психотерапия

1.Любое дело можно сделать правильными путями.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

2.Определенность в действиях всегда лучше нерешительности.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

3.У самых хороших руководителей указания настолько точны, что подчиненным не о чем беспокоиться.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

4.Умный человек упорядочивает свою жизнь таким образом, что бы не волноваться все время из-за мелочей.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

5.Лучше уж придерживаться выбранного метода ведения дел, чем менять его, поскольку это может привести к неразберихе.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

6.Лучше попытаться (воспользоваться случаем) и потерпеть неудачу, чем идти всю жизнь по проторенной дорожке.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

7.Задача для меня малопривлекательна, если я не считаю ее решаемой.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

8.Я испытываю дискомфорт в отношениях с людьми до тех пор, пока не пойму их поведение.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

9.Я начинаю довольно сильно волноваться, если оказываюсь в ситуации, которую не могу контролировать.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

10.Практически каждая проблема имеет какое-то решение.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

11.Меня смущает, если я не могу следовать за ходом мыслей другого человека.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

12.Я всегда чувствовал, что существуют четкие различия между правильным и неправильным.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

13.Меня беспокоит, если я не знаю, как другие люди реагируют на меня.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

14.Если не придерживаться принципов, ничто в этом мире не будет доведено до конца.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

15.Неопределенные и импрессионистские картины на самом деле ничто во мне не затрагивают.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

16.Иногда мне доставляет удовольствие нарушить правило и сделать то, чего я сам от себя не ожидал.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

17.Я люблю погружаться в новые идеи, даже если позже окажется, что я попросту потерял время.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

18.Безупречная гармония – сущность каждой хорошей композиции.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

19.В долговременной перспективе добиться большего возможно, решая маленькие и простые проблемы, чем большие и сложные.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

20.Человек, который ведет ровную, размеренную жизнь (без особых сюрпризов и неожиданностей), на самом деле должен быть благодарен судьбе.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

21.Специалист, который не может дать четкий ответ, возможно, не слишком много знает.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

22.Нет такого явления, как проблема, которую нельзя решить.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

23.Хорошая работа – это та, на которой всегда ясно, что и как это нужно делать.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

24.Привычное всегда предпочтительнее незнакомого.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

25.Человек, который ведет ровную, размеренную жизнь (без сюрпризов и неожиданностей) на самом деле должен быть благодарен судьбе.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

26.Я больше люблю вечеринки со знакомыми людьми, чем те, где большинство людей мне совершенно незнакомы.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

27.Чем скорее мы придем к единым ценностям и идеалам, тем лучше.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

28.Я хотел бы пожить какое-то время в новой для меня стране.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

29.Люди, которые подчинили свою жизнь расписанию, возможно лишают себя большинства радостей жизни.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

30.Интереснее заниматься сложной проблемой, чем решать простую.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

31.Часто наиболее интересные и заводящие других люди – это те, кто не боится быть оригинальным и непохожим на остальных.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

32.Учителя и наставники, которые нечетко формулируют задания, дают шанс проявить инициативу и оригинальность.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

33.Хороший учитель – это тот, кто заставляет тебя размышлять о твоем взгляде на жизнь.

Полностью согласен

Согласен

Кое в чём согласен

ни то ни другое

Кое в чём не согласен

Не согласен

Полностью не согласен

body.psyalchimia.ru

Толерантность к неопределенности

Современная жизнь  – это бесконечное  принятие решений в условиях неопределенности. И если для одних это возможность проявить свою творческую натуру, преодолеть ограничения и открыться чему-то новому, то для других это дополнительный вызов, усложняющий процесс принятия решений. В этой статье мы постараемся разобраться, в чем разница между этими двумя типами восприятия неопределенности, а также как они влияют на адаптацию человека к повседневной реальности.

Определимся с терминами

Э. Френкель-Брунсвик еще в 1948-1949 гг. ввела понятие «tolerance for ambiguity» как отношение к двусмысленной, динамически изменяющейся, вероятностной и противоречивой стимуляции. Интолерантность была ею определена как тенденция принимать решения по принципу «черное-белое», торопиться на пути к ясности, не принимая во внимание сложные реалии, а также отвергать в этом стремлении к ясности потребности других людей [5].

В современной литературе понятие толерантности к неопределенности описывает процессы личностной саморегуляции в условиях отсутствия устойчивых ориентиров выбора и невозможности применения устоявшихся клише или готовых решений [3]. На одном полюсе этого понятия находится принятие условий неопределенности и готовность продуктивно функционировать в них. На другом – избегание условий неопределенности, страх перед ними, стрессовое состояние в новых, непривычных ситуациях. Рассмотрим разницу более подробно:

 

Толерантность

к неопределенности (ТН)

Интолерантность

к неопределенности (ИТН)

Действия в условиях неопределенности

Поиск решений, ответов, способов решить ту или иную задачу, несмотря на неопределенность. Принятие решений с учетом изменчивости и противоречивости контекста.

Растерянность, «ступор», неспособность действовать в отсутствии четких ориентиров.  Попытки добиться максимальной ясности во что бы то ни стало, избегание неопределенности.

Восприятие будущего

Как возможность получить новый опыт, вызывающая чувство предвкушения, энтузиазма. Возможность делать выбор, развиваться, расти.

Как источник дискомфорта и потенциальных опасностей, вызывающий чувство страха, тревоги и неуверенности.

Восприятие жизни в целом

Многомерное. Способность учитывать влияние разных факторов на один и тот же процесс или объект. Построение многофакторных моделей при анализе предметов и явлений.

Черно-белое, одномерное. Неготовность принять реальность во всей ее неоднозначности и сложности. Отвержение того, что не вписывается в жестко заданную модель.

Восприятие шаблонов и образцов

Неприятие готовых решений и необходимости действовать только по шаблону. Готовность к творчеству, экспериментам и импровизации.

Потребность в шаблоне, образце, готовом алгоритме решения той или иной задачи.

Восприятие принимаемых решений

Каждое решение – лишь предположение относительно того, как лучше действовать. Предположение может оказаться неверным, и тогда всю стратегию придется пересматривать. Но это не вызывает страха.

Каждое решение воспринимается как переломный момент, после которого сложно будет вернуться и сделать «другой ход». Ценность решения завышена, что дополнительно осложняет сам процесс принятия решения.

Отношения с окружающими

Признание того, что другой человек неподконтролен и независим, от него невозможно требовать каких-либо гарантий и вечного исполнения однажды принятых на себя обязательств. Способность узнавать другого человека только до той степени, которую этот человек может и хочет обеспечить. Умение соблюдать границы в отношениях.

Потребность достигнуть в любых отношениях максимальной ясности, четкости и однозначности. Неприятие недосказанности. Потребность знать о другом человеке как можно больше, иногда непринятие права другого на личное пространство. Сложности с соблюдением границ в отношениях.

Корреляция с другими чертами личности

Основной инструмент, используемый для диагностики ТН, это так называемая Шкала толерантности к неопределенности. Впервые эта шкала была опубликована психологом Стенли Баднером в 1962 году. Вольфрадт и Претц в 2001 г. предложили свою шкалу ТН, апробировав ее на 204 студентах немецкого университета. Их результаты свидетельствуют о том, что ТН находится в прямой значимой связи с экстраверсией и открытостью, и в обратной – с нейротизмом [6].

В отечественной литературе есть две адаптации шкалы С. Баднера: Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой (2008) и Т. В. Корниловой, М. А. Чумаковой (2014). В частности, в исследовании 2014 года авторы применяют современные методы структурного моделирования и оценивают ТН и ИТН не как два полюса одного континуума, а как две разные переменные. В результате, на выборке из 1082 человек была выявлена корреляция между этими переменными и различными типами интеллекта.  Толерантность к неопределенности сопровождается высокими показателями межличностного эмоционального интеллекта, т.е. человек с высоким уровнем ТН лучше понимает чужие эмоции и умеет управлять ими. В то же время интолерантность к неопределенности отрицательно коррелирует с уровнем академического (вербального и флюидного) интеллекта, т.е. человек с высоким уровнем ИТН, стремящийся во всем к ясности и определенности, обладает более низкими академическими способностями и результатами. Зафиксированы также пересечения со шкалой самоэффективности, отражающей, как индивид ставит  цели и достигает их. ТН связана с высоким уровнем самоэффективности, а ИТН – с низкой.

Все это дает основания полагать, что развитие в личности человека толерантности к неопределенности можно считать одной из успешных копинг-стратегий. Готовность человека действовать в условиях нехватки информации, отсутствия явных ориентиров и готовых шаблонов делает его более адаптивным. Такая личность более глубоко анализирует реальную ситуацию, ориентирована на решение задачи, а не на ее избегание из-за недостаточности вводных данных. При необходимости она может в любой момент перестроиться, изменить стратегию, принять нестандартные решения.

Неопределенность в межличностных отношениях

В работе Корниловой Т. В. от 2010 г. [2] выделены разные виды интолерантности к неопределенности:

  1. Стремление к ясности и определенности в отношении к миру в целом (и миру идей).
  2. Стремление к ясности и определенности в мире людей, т.е. в отношениях с окружающими.

Так, в данной работе сформировалось новое понятие – межличностная ИТН. Т.е. человек может спокойно воспринимать и переносить неопределенность в различных сферах своей жизни (профессиональная, учебная деятельность и т.д.), тогда как именно неопределенность в отношениях с другими людьми является для него стрессогенным фактором. В межличностных отношениях такой человек стремится к максимальной ясности, прозрачности и даже контролю. При этом можно предположить, что неопределенность в отношениях с другим человеком вызывает тем больший дискомфорт, чем выше степень значимости этих конкретных отношений для данной личности.

Парадокс в том, что чем больше человек пытается контролировать свои межличностные отношения и другого человека в этих отношениях, тем более неустойчивыми становятся эти отношения. Диалог превращается в монолог, цель которого – неусыпный контроль, исключение любой неопределенности и недосказанности. Такие отношения могут потерять присущую им динамичность, в них появляется больше статики, а затем начинается стагнация. 

Напротив, принятие неопределенности в сфере межличностных отношений способствует большей устойчивости и жизнеспособности отношений. Как правило, это означает, что одна личность способна принимать другую личность во всей ее естественной изменчивости, неподконтрольности, противоречивости и многогранности. Элемент неопределенности в таких отношениях воспринимается как их неизбежное свойство. Как ни странно, несмотря на большую динамичность этих отношений, их можно считать более стабильными в долгосрочной перспективе.

Как перестать бояться неопределенности и начать жить

К сожалению, в семье, в школе, в ВУЗе человек далеко не всегда научается действовать в условиях неопределенности. Часто, выходя во взрослую жизнь, он умеет лишь действовать по заданному извне алгоритму, следовать нормам, правилам, указаниям. В том числе поэтому неопределенность часто становится фактором стресса. Условно говоря, недавний выпускник средней школы, привыкший каждый день выполнять конкретное домашнее задание, приходит в ВУЗ и сталкивается с тем, что ежедневных домашних заданий больше нет, а предлагаемые способы освоения материала кажутся ему непривычными, неопределенными, недостаточно четко сформулированными. Далее уже после окончания ВУЗа человек в своей профессиональной деятельности может столкнуться с необходимостью решать не только задачи, но и проблемы. В отличие от задачи, в проблеме может категорически не хватать исходных данных. Эти данные нужно каким-то образом самостоятельно собрать и оценить, сталкиваясь при этом с противоречиями и нестыковками.

Поскольку неопределенность часто расценивается как фактор, усложняющий различные жизненные ситуации, способы ее преодоления относятся к так называемым копинг-стратегиям. Копинг-стратегии – это способы преодоления человеком сложных жизненных ситуаций. В психологической литературе существуют различные классификации копинг-стратегий. Например, Folkman S. и Lazarus R. S. предложили классификацию копинг-стратегий, разделяющую их на два основных типа – проблемно-ориентированный копинг (problem-focused) и эмоционально-ориентированный копинг (emotional-focused). Проблемно-ориентированный копинг, по мнению авторов, связан с попытками человека улучшить отношения «человек-среда». Это может быть изменение своей оценки ситуации, поиск информации о том, как лучше поступить, планирование своих действий по преодолению сложной ситуации. Эмоционально-ориентированный копинг включает в себя мысли и действия, которые помогают снизить влияние стрессовой ситуации на психику. Эти мысли или действия дают чувство облегчения, однако не направлены на устранение угрожающей ситуации, а просто дают человеку почувствовать себя лучше. Это может быть избегание проблемной ситуации, мысленное или поведенческое дистанцирование, юмор, использование транквилизаторов и так далее [1].

Фактически есть две основные стратегии, которые можно применять в ответ на условия неопределенности:

  1. Самостоятельное создание определенности в случае, если это возможно.

Например, перед человеком стоит сложная задача. У него есть представление о том, какой результат нужно получить по итогу решения этой задачи, но у него нет готового алгоритма ее решения. Тем не менее, он может сам разработать план, по которому будет действовать. При необходимости этот план можно корректировать, но базовые сценарии будут сохраняться, что поможет человеку дойти до цели. Это пример проблемно-ориентированного копинга.

  1. Безусловное принятие неопределенности как факта, на который невозможно повлиять.

Например, человек столкнулся с заболеванием, которое невозможно полностью излечить. Развитие его заболевания сложно прогнозируемо, и он погружен в состояние неопределенности относительно своего будущего. Если объективно повлиять на эту ситуацию человек не может, то важно суметь принять ее и сконцентрироваться на решении других задач, нежели на переживании стресса, вызванного самим состоянием неопределенности. В большей степени такая стратегия относится уже к эмоционально-ориентированному копингу.

Создание определенности своими силами

Неопределенность внешнего мира сегодня очень велика. Прогнозировать развитие событий бывает сложно даже на месяц вперед, не говоря уж о годах. Если мысленно мы выстроили какой-то сценарий своей жизни, у нас нет никаких гарантий, что удастся реализовать его на практике. В этих условиях один из способов сохранения внутреннего равновесия – это создание и поддержание определенности внутри себя. Для этого человек может опереться на правила, нормы, алгоритмы, которые выработал он сам, либо те, что предлагаются ему социумом. Что бы ни происходило вовне, человек, сохраняющий определенность внутри себя, будет продолжать целенаправленное движение. При этом цели и способы их достижения могут многократно корректироваться. Но на каждый новый вызов извне человек будет находить ответ, соотнося происходящее со своей внутренней программой. Вырисовывается идеальная картина – человек как островок стабильности в бушующем океане внешнего мира. Для хотя бы условного приближения к этой картине важно, чтобы человек мог отделить неопределенность внешнего мира от своего внутреннего состояния. Однако, далеко не каждая личность способна создавать эту внутреннюю определенность и стабильность. Отсутствие этой способности в том числе порождает и интолерантность к внешней неопределенности.

Вспомним тезисы австрийского психиатра и психолога Виктора Франкла. В работе «Человек в поисках смысла» Франкл описывает свой психотерапевтический метод, опираясь на личный опыт выживания в концлагере. Этот метод, относящийся к экзистенциальной терапии, основан на том, что главный кризис в жизни человека связан с утратой осмысленности этой жизни. И, напротив, восстановление душевных сил возможно только при условии нахождения какого-то смысла во всех проявлениях жизни, даже самых трагичных и жестоких. В какой-то степени это перекликается с нашими размышлениями о неопределенности. Люди, находившиеся в концлагере, даже не знали, переживут ли они это страшное время, и есть ли смысл терпеть выпавшие на их долю страдания. Воспоминания Виктора Франкла говорят нам, что он как раз нашел выход в том, что сам создавал определенность внутри себя. Не имея ни малейшей уверенности в том, что у него действительно есть будущее за пределами концлагеря, он, тем не менее, представлял себе это будущее, рисовал его в своем воображении, тем самым, придавая своей жизни определенность и осмысленность.

«Так, я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Моё положение казалось мне безнадёжным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, тёплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всём, через что прошёл. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию» [4].

Принятие неопределенности

Если с самостоятельным созданием определенности все достаточно очевидно, то принятие неопределенности и приспособление к ней – более сложная стратегия. Сложность состоит в ее иррациональности и превалирующей эмоциональной составляющей. Если ситуация расценивается человеком как неподконтрольная и непрогнозируемая, и повлиять на нее не представляется возможным, следовательно, становится невозможным применение копинг-стратегий, связанных с планированием своих действий.

Принятие неопределенности и приспособление к ней – это уже по большей части эмоционально-ориентированный копинг. Основная цель – дистанцироваться от стресса, вызываемого самим состоянием неопределенности. Один из вариантов ее достижения – мысленно сконцентрироваться на положительных следствиях сложившейся ситуации. Неопределенность можно воспринимать как вакуум, который, как известно, притягивает все, что может его заполнить.  В условиях неопределенности мы получаем возможность обрести то, для чего раньше в нашей жизни не находилось места. Это может быть новый опыт, способствующий многостороннему развитию личности и раскрытию ее потенциала. Тогда как стремление к определенности, напротив, часто приводит к статичности и стагнации, к хождению по замкнутому кругу прошлых ошибок.

Подводя итог

Кажется, что завершением этой статьи должен стать призыв к читателям быть максимально толерантными к неопределенности, т.к. это стратегия успеха, развития и процветания. Однако, это не так. Напротив, в заключение сделаем акцент на том, что оба типа восприятия неопределенности – толерантный и интолерантный – имеют равное право на существование и являются вариантами психологической нормы. Более того, наличие обоих типов в межличностных отношениях и в социуме в целом является способом обеспечить равновесие и здоровый баланс сил. Тогда как одни люди стремятся к новшествам и переменам, другие – сохраняют традиции и заботятся о поддержании стабильности. Главное, чтобы они смогли договориться друг с другом. Для этого, наверное, обеим сторонам стоит развивать в себе недостающие навыки. Новатору и любителю перемен нужно учиться «играть по правилам» и учитывать эти правила на пути к прогрессу. Консерватору и борцу за стабильность, напротив, стоит иногда добровольно погружаться в условия неопределенности и учиться действовать в них так же эффективно, как и в условиях прозрачности и определенности.

Список литературы:
  • 1. Корнев К.И. Специфика копинга в условиях неопределенности // Человек в условиях неопределенности: сб. мат-лов всерос. конф. – Новосибирск, 2006.
  • 2. Корнилова Т. В. Новый опросник толерантности к неопределенности // Психол. журн. Т. 31. № 1. С. 74–86.
  • 3. Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника C. Баднера // Экспериментальная психология. 2014. № 1. С. 92–110.
  • 4. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  • 5. Frenkel-Brunswick E. Tolerance towards ambiguity as a personality variable // The American Psychologist. 1948. № 3. P. 268.
  • 6. Wolfradt U., Pretz J.E.  Individual differences in creativity: Personality, story writing, and hobbies // European Journal of Personality, 2001. 15. №4. PP.  297-310.

Автор: Юлия Байрак

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

psychosearch.ru

Стресс: советы психолога

Что такое стресс?


Стресс (в психологии) — это физиологические реакции человека, которые возникают при ответах организма на экстремальные требования внешней среды.

Когда говорят о стрессе, чаще всего имеют в виду профессиональный стресс, связанный с проблемами на работе, административную или диспетчерскую службу, загрязнение окружающей среды, выход на пенсию, физическое напряжение, семейные проблемы или смерть близкого.

Понятие стресса означает полное изнеможение после тяжких трудов, длительное пребывание в неблагоприятной обстановке, в страхе, состоянии, превышающем силы человека. Это ощущение предела своих возможностей, когда человек понимает что «с него хватит».

Профилактика стресса предполагает сохранение постоянства и стабильности своего внутреннего состояния при любых колебаниях внешней среды. Как утверждал французский физиолог Клод Бернар: «Именно постоянство внутренней среды служит условием свободной и независимой жизни».

Последствиями стресса зачастую становятся заболевания сердечно-сосудистой системы – в более чем 50% случаев это является причиной смерти. Заболевания обусловлены неблагоприятным эмоциональным напряжением. Из-за стресса миллионы людей страдают от бессонницы, усталости, недомоганий, тревожности и отверженности. Люди все чаще становятся зависимыми от алкоголизма и наркомании, в надежде избавиться от стресса, некоторые кончают жизнь самоубийством.

В человеке очень многое меняется при стрессе. Особенно это заметно при экстремальных воздействиях. К стрессу приспосабливаются, от него защищаются, стимулируя интеллект и эмоциональное поведение.

Нерешенный стресс может спровоцировать заболевания: инсульт, ишемическую болезнь сердца, гипертонию, рак, аллергии, астму, язвы, головные боли, мигрень, боль в спине, височно-нижнечелюстной синдром, ревматоидный артрит. Кроме того, стресс снижает эффективность работы иммунной системы. Также стресс усиливает напряжение в мышцах, вследствие чего случаются головные боли, боли в спине, шее и плечах.

Виды стресса

Стресс может быть кратковременным и долговременным. Долговременный стресс еще называют хроническим. Чем дольше действие стрессора на организм, тем серьезнее последствия.

psyhologytoday.ru

Стресс — Википедия

Стресс (от англ. stress «нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения») — совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов-стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс от др.-греч. εὖ- «хорошо») и отрицательную (дистресс от др.-греч. δυσ «потеря») формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовой (температурный), световой, голодовой, лишение сна и другие стрессы (облучения и т. д.).

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

В результате единичной или повторяющихся стрессовых, психотравмирующих ситуаций, таких, как, участие в военных действиях, тяжёлая физическая травма, сексуальное насилие, либо угроза смерти, может возникнуть посттравматическое стрессовое расстройство, представляющее собой тяжёлое психическое состояние[1].

История термина

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon[2]) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response)[3][4][5].

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому[6], но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

Физиология стресса

Общий адаптационный синдром (ОАС)

Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее.

"Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования […] Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса

Ганс Селье, "Стресс жизни"[7]

Еще в 1920-е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом в общем-то известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями была обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

Селье выделил 3 стадии общего адаптационного синдрома:

  1. реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены)
  2. стадия сопротивляемости
  3. стадия истощения

Для каждой стадии описаны характерные изменения в нервно-эндокринном функционировании.

Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже Селье пишет:

Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования. […] С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Ганс Селье, "Стресс жизни"[7]

Позже Селье ввёл дополнительно понятие «положительный стресс» (Эустресс), а «отрицательный стресс» обозначил как дистресс.

Адаптационная энергия

Развивая концепцию стресса, Г. Селье в 1938 г.[8] предложил концепцию краткосрочной и среднесрочной адаптации (адаптации взрослых особей на временах, заметно меньших времени жизни), основанную на понятии адаптационной энергии.

Концепция адаптационной энергии позволяет описывать индивидуальные адаптационные различия как различия в распределении адаптационной энергии по структурно-функциональной схеме системы адаптации (а также в количестве этой энергии). Сама эта схема может быть сложна, но едина внутри данного вида (для определенности, Селье рассматривает взрослых особей одного пола). В ряде конкретных физиологических экспериментов Селье показал, что перераспределение этого ресурса повышает сопротивляемость одним факторам и в то же время снижает сопротивляемость другим. Концепция адаптационной энергии приобрела «аксиоматическую» форму[9] (кавычки означают, что эти аксиомы не дают истинной аксиоматики в математическом смысле):

  1. Адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.
  2. Существует верхнее ограничение на количество адаптационной энергии, которое может быть использовано индивидом в любой момент (дискретного) времени. Это количество может быть сконцентрировано на одном направлении или распределено между различными направлениями ответа на множественные вызовы окружающей среды.
  3. Существует порог воздействия внешнего фактора, который должен быть перейден, чтобы вызвать адаптационный ответ.
  4. Адаптационная энергия может быть активна при двух различных уровнях компетентности: первичный уровень, при котором порождение ответа происходит в ответ на высокий уровень фактора, с высокими затратами адаптационной энергии и вторичный уровень, на котором ответ порождается на низком уровне воздействия, при малых расходах адаптационной энергии.

В 1952 году Голдстоун[10] предложил критику и развитие теории Селье. Он дополняет лабораторные эксперименты Селье описанием типичных клинических случаев, подтверждающих эту картину. Голдстоун утверждает, что такое описание адаптации с помощью адаптационной энергии чрезвычайно полезно. При этом он опровергает первую аксиому, согласно которой адаптационная энергия имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

Голдстоун предлагает концепцию постоянной продукции адаптационной энергии, которая может также накапливаться и храниться в ограниченном количестве, и демонстрирует что эта концепция даже лучше описывает эксперименты Селье, чем исходная идея постоянного адаптационного капитала. Он также использует работы Каррела[11], который изучал адаптацию к стимулам, лежащим ниже порога тревоги, и показал, что такие упражнения неспецифически усиливают («пробуждают») общую адаптационную реакцию, что противоречит чисто затратной концепции Селье, недостатки которой он впоследствии пытался преодолеть в своей концепции эустресса.

Голдстоун утверждает, что постоянно поступающие слабые негативные стимулы постоянно встречаются и преодолеваются непрерывно действующей адаптацией. Инициализирующий эффект стимулов состоит в пробуждении системы адаптации и в приведении её в состояние готовности к более быстрому и эффективному ответу. Более сильные стимулы могут потребовать большего расхода адаптационной энергии, чем её производится; тогда адаптационный резерв пускается в дело, а если он израсходуется, то наступает смерть. Существует максимально возможная скорость потребления адаптационной энергии, и на этом максимуме организм не может справиться ни с каким дополнительным стимулом. Описано, как один стимул может влиять на индивидуальную возможность адаптационного ответа на другие стимулы; исход зависит от конкретной ситуации:

  1. Пациент, который не может справиться с болезнью, способен её преодолеть после умеренного дополнительного стимула.
  2. В процессе адаптации к этому новому стимулу он может приобрести способность реагировать более интенсивно на все стимулы.
  3. В результате воздействия сильного стимула пациент может быть не в состоянии адаптироваться к дополнительному сильному стимулу.
  4. Если он успешно адаптируется к болезни, то эта адаптация может быть разрушена воздействием второго сильного стимула.
  5. Для некоторых заболеваний (в частности, заболеваний адаптации) воздействие свежего сильного стимула может победить заболевание. Это воздействие всегда связано с риском, но оно также может нормализовать работу системы адаптации.

Аксиома Голдстоуна. Адаптационная энергия может производиться, хотя её производство снижается в старости, она также может сохраняться в форме адаптационного капитала, хотя ёмкость для этого капитала ограничена. Если индивид тратит свою адаптационную энергию быстрее, чем производит, то он расходует свой адаптационный капитал и умирает при его полном истощении.

Современные модели адаптации и адаптационной энергии[12] базируются на идее лимитирующих факторов (впервые предложенной в 1828 г. К. Шпенглером и получившей известность в приложении к агроценозам после работ фон Либиха, 1840) и эволюционных принципах оптимальности, ведущих начало от работ Дж. Б. С. Холдейна. Адаптация представлена как эволюционно оптимальная система распределения адаптационной энергии на нейтрализацию наиболее вредных факторов.

Стресс и фармакология

Для терапии истощения нервной системы (которое возникает вследствие длительного (хронического) и/или интенсивного стресса) используют ноотропные лекарственные средства. Для симптоматического снижения выраженности стресса применяются анксиолитики, транквилизаторы.

Дальнейшее развитие теории стресса

Показано, что стресс (как классическая неспецифическая реакция в описании Г. Селье) — всего лишь одна из реакций, составляющих общую систему неспецифических адаптационных реакций организма, поскольку организм, как более чувствительная система, чем составляющие его подсистемы, реагирует на разные по силе и качеству раздражители, вызывающие колебания гомеостаза в пределах, в первую очередь, нормальных показателей, а стресс — это реакция на сильные раздражители.

Описан эффект группового стресса, проявляющийся в группах и популяциях, находящихся в тяжелых условиях существования: в типичной ситуации при увеличении адаптационной нагрузки уровень корреляций повышается, а в результате успешной адаптации — снижается. Наибольшую информацию о степени адаптированности популяции к экстремальным или просто изменившимся условиям несут корреляции между физиологическими параметрами. На основе эффекта создан метод корреляционной адаптометрии[13]. Метод систематически используется в задачах мониторинга[14].

Применение метода множественной регрессии доказало возможность прогнозирования уровня стресса задолго до его наступления с целью выявления отдельных лиц (или групп лиц), особо подверженных стрессу. Данный метод позволяет не только заранее выявлять уровень стрессоустойчивости человека, но и с высокой точностью прогнозировать показатели уровня психического и соматического напряжения людей при стрессе[15].

Виды стресса

Эустресс

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжёлым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Эмоциональный стресс

Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться[16].

Психологический стресс

Психологический стресс, как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами[16].

Использование стресса для допроса или психологической манипуляции

Детектор лжи — устройство для проверки правдивости слов человека. В программе вопросов для испытания широко используются методы, повышающие напряжение у опрашиваемого, для того, чтобы он потерял контроль над своим поведением при ответах.

Стрессовое интервью в кадровой работе — способ собеседования, при котором интервьюер намеренно создает обстановку нервозности и пытается вывести из равновесия поступающего на работу различными способами, вызывающие напряжения, в том числе неожиданными провокационными вопросами.

Эти методы хорошо описываются понятием «провокация» (и/или «троллинг»).

Показаны, например, в телесериале «Обмани меня».

Распространенные заблуждения

Среди неспециалистов появилась тенденция отождествлять стресс (и особенно психологический стресс) просто с нервным напряжением (отчасти в этом повинен сам термин, означающий «напряжение» в переводе с английского). Стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).

См. также

Примечания

  1. American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (англ.). — Fifth. — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — P. 271—280. — ISBN 978-0-89042-555-8. (DSM-V)
  2. E. Lescouflair, Walter Bradford Cannon: Experimental Physiologist Архивировано 16 марта 2010 года., Harvard College, 2003.
  3. Cannon, W. B., The wisdom of the body. New York: W. W. Norton, 1932.
  4. J. C. Quick and C. D. Spielberger, Walter Bradford Cannon: Pioneer of stress research, International Journal of Stress Management, Volume 1, Number 2, April, 1994, 141—143.
  5. Jerry Kennard, A Brief History of the term Stress, June 10, 2008
  6. Selye, H. A Syndrome Produced by Diverse Nocuous Agents Архивная копия от 7 января 2008 на Wayback Machine. Nature. vol. 138, July 4 (1936), p. 32.
  7. 1 2 Ганс Селье, Стресс жизни
  8. Selye H., Experimental evidence supporting the conception of «adaptation energy», Am. J. Physiol. 123 (1938), 758—765.
  9. Schkade J.K., Schultz S., Occupational adaptation in perspectives. Ch. 7 in: Perspectives in Human Occupation: Participation in Life, By P. Kramer, J. Hinojosa, Ch. Brasic Royeen (eds), Lippincott Williams & Wilkins, Baltimore, MD, 2003, 181—221.
  10. Goldstone B., The general practitioner and the general adaptation syndrome, S. Afr. Med. J. 26 (1952), 88-92, 106—109. (The general practitioner — врач общей практики, в России соответствует участковому терапевту.)
  11. Carrel A., L’Homme, set Inconnu, Paris: Plon, 1935. — P. 261
  12. Gorban A.N., Pokidysheva L.I., Smirnova E.V., Tyukina T.A., Law of the minimum paradoxes. Bull. Math. Biol. 73(9) (2011), 2013—2044.
  13. Седов К. Р., Горбань А. Н., Петушкова Е. В., Манчук В. Т., Шаламова Е. Н. Корреляционная адаптометрия как метод диспансеризации населения // Вестник АМН СССР. — 1988. — № 10. — С.69-75.
  14. Покидышева Л. И., Белоусова Р. А., Смирнова Е. В. Метод корреляционной адаптометрии в оценке секреторной функции желудка у детей в условиях Севера // Вестник Российской Академии Медицинских наук, 1996. — № 5. — С.42-45.
  15. Щербатых Ю. В., Есауленко И. Э. Прогнозирование и коррекция уровня эмоционального стресса у студентов высшей школы // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2002, Т.1, № 3.- С.319-322.
  16. 1 2 Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В., Падун М.А., Удачина Е.Г., Химчян З.Г., Шаталова Н.Е., Щепина А.И. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса Ч. 1. Теория и методы / под общей редакцией Тарабриной Н.В.. — М.: Издательство "Когито-Центр", 2007. — С. 12—13. — 208 с. — (Психологический инструментарий). — 2000 экз. — ISBN 978-5-89353-208-1.

Литература

  • Китаев-Смык Л. А. Психология стресса: психологическая антропология стресса.
  • Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960. — 255 с.
  • Селье Г. Профилактика некрозов сердца химическими средствами. — М: Медгиз, 1961. — 207 с.
  • Селье Г. На уровне целого организма. — М: Наука, 1972. — 122 с.
  • Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979. — 123 с.
  • Щербатых Ю. В. Психология стресса — М.: Эксмо, 2008. — 304 с.
  • Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.
  • Аллен Элкин. Стресс для "чайников" = Stress Management For Dummies. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 320. — ISBN 0-7645-5144-2-257.
  • Selye, H. A Syndrome Produced by Diverse Nocuous Agents. Nature. vol. 138, July 4 (1936), p. 32.

Ссылки

ru.wikipedia.org


Смотрите также

Серозометра: Лечение Народными Средствами

Серозометра: причины возникновения, симптомы и лечение Патологическое скопление в полости матки жидкости — серозометра, довольно серьезный симптом. Промедление… Подробнее...
Палец

Щелкающий Палец: Лечение Народными Средствами

Какие существуют способы избавления от щелкающих суставов Когда палец (или даже несколько) заклинивает во время сгибания или раздается непривычное щелканье, то… Подробнее...
Простатит

Затрудненное Мочеиспускание У Мужчин: Лечение Народными Средствами

Из-за чего возникает затрудненное мочеиспускание у мужчин Проблемы с мочеиспусканием у мужчин встречаются достаточно часто, причем даже в молодом возрасте, но… Подробнее...