Как убрать межзубное произношение звука с


Постановка звука С: этапы, способы и упражнения

Правильная и грамотная речь – основной навык, который позволяет людям общаться, понимать друг друга. Посредством общения родители контактируют со своими детьми, дети со сверстниками, взрослые люди между собой и т. д. Для того чтобы собеседник понял то, о чем с ним говорят, недостаточно ясно и грамотно выражаться, необходимо еще, чтобы в речи отсутствовали какие-либо речевые дефекты.

СодержаниеСвернуть

Постановка звука С, как и любого другого, – особый процесс. Каждый логопед подходит к нему творчески, так как возможности и способности каждого ребенка индивидуальны.

С одним ребенком «работают» одни методы, техники, с другим – совершенно другие. Поэтому очень важно, чтобы специалист мог подстраиваться под индивидуальные особенности любого подопечного.

Нормы звучания

Звук С в логопедии и в русском языке считается свистящим, а свистящие согласные в норме появляются у малыша к 3-4 годам. Твердое звучание осваивается ребенком ближе к 2,5-3 годам. В этом возрасте звук С может формироваться по-разному – между зубами, мимо них. Нормативное звучание появляется уже в 4-5 лет.

Как правильно произносить (с точки зрения положения органов артикуляции):

  • Губы как будто немного улыбаются, при этом слегка обнажены верхние и нижние резцы.
  • Между зубами имеется небольшая щель в 1-2 миллиметра.
  • Кончик языка широко распластан. Располагается в нижней части, и как будто приклеен к нижним передним зубам.
  • Края языка немного приподняты и соединяются с верхними боковыми зубами.
  • Спинка языка формирует узенькую щель с альвеолами, для того чтобы был проход для воздушной струи.
  • Струя воздуха сильная, мощная. При выдохе чувствуется холодный воздух.
  • Задняя стенка глотки плотно смыкается с мягким небом, тем самым предотвращая «утечку» воздуха в нос.
  • Голосовые складки не образуют голос, следовательно, они разомкнуты.

Важная особенность – если ребенок произносит С по-своему, не искажая его звучание, то это считается вариантом нормы.

Важность правильного звука

Многие родители умиляются, когда их дети искаженно и «смешно» произносят некоторые слова, коверкая произношение. До определенного момента это абсолютно нормальная стадия развития речи. Но если к 5 годам эти звуки и слова остаются в речи, дошкольник в силу разных причин не хочет или не может произнести их правильно, то это определенный звоночек для родителей, который не следует игнорировать.

Правильно произносимая речь позволяет каждому маленькому человеку общаться так, чтобы его понимали, она является залогом успешности в обучении и овладении чтением и письмом. А данные статистики неутешительны – с каждым годом все больше и больше детей, у которых имеются множественные нарушения звуков родного языка, среди которых чаще всего нарушены свистящие, шипящие и сонорные.

Неверно сказанные слова влекут за собой многочисленные ошибки на письме. Дети, посещающие начальную школу, становятся неуверенными в себе, у них снижается самооценка, нарушается общение со сверстниками, формируются тревожные черты личности.

Отклонения и их причины

Искаженное произнесение свистящих приводит к образованию так называемых сигматизмов. Различают три вида нарушения.

Межзубный сигматизм. При данной патологии вместо правильно звука слышится звучание, похожее на произношение английского t. Это объясняется тем, что в момент произнесения кончик языка несколько выглядывает из межзубной щели. Вместо сильной и мощной, воздушная струя получается рассеянная, и выдуваемый воздух ощущается как теплый (вместо холодного).

Причины данного нарушения. Во-первых, физиологическая особенность – сам по себе кончик языка может быть слабый; во-вторых, патология прикуса − передний и открытый, а в-третьих, ЛОР-патология – увеличиваются в размерах аденоиды, которые затрудняют правильное дыхание носом, при этом постоянно открывается рот.

Как помочь. Каждую из этих причин довольно легко устранить. Для тренировки кончика языка существуют различные упражнения, которые позволяют укрепить мышцы. Прикус можно исправить у врача-ортодонта. Разросшиеся аденоиды удалит врач-отоларинголог.

Боковой сигматизм. При этом нарушении язык расположен как будто боком – один край сверху, а другой внизу. Звук, произносимый при таком расположении языка, похож на булькающий. При этом язык может быть устремлен к верхним зубам, а воздушная струя проходит по бокам – в одну или в другую сторону, или одновременно в обе стороны. Положение зубов также отличается от нормативного – межзубные промежутки расширены несколько больше чем нужно.

Причины. Главной причиной является ослабленность групп мышц одной из сторон языка. Стоматологическая патология – открытый боковой прикус. В более тяжелых случаях может быть поражена определенная зона коры головного мозга, которая отвечает за иннервацию языка.

Что можно сделать. Как и в предыдущем случае помогут специальные упражнения, которые «научат» язык быть широким, и соответственно, воздушная струя будет проходить по его середине. Важным моментом является то, чтобы весь язык (обе его половины) функционировал равномерно.

Для устранения данного нарушения можно изначально научить ребенка произносить С при помощи межзубного сигматизма, а затем перейти к нормативному произнесению. Таким образом, язык как минимум «начнет работать» симметрично.

Носовой сигматизм. Из названия нарушения понятно, что идет присоединение носового оттенка. При данной патологии язык отодвинут кзади, губы сомкнуты, мягкое небо опущено, следовательно, воздух поднимается к нему и выходит через нос.

Причины. Носовой сигматизм может быть обусловлен некоторыми анатомическими патологиями – нарушенным актом глотания, жевания, парезом глоточных мышц, а в самых тяжелых случаях – бульбарным параличом.

Как помочь. Для начала следует научить ребенка правильному дыханию, затем правильному расположению губ и языка.

Подготовка

Каждый из этапов постановки имеет свои особенности, цель, способы ее достижения в виде различных упражнений и техник. Индивидуальное занятие по постановке звука С начинается с подготовительного этапа.

Цель подготовительного этапа заключается в том, чтобы подготовить ребенка, его артикуляционный аппарат к правильному восприятию и воспроизведению. Данный этап включает несколько направлений для работы:

  • Формирование правильного положения органов артикуляции. Для этого подбираются необходимые артикуляционные упражнения, которые увеличивают подвижность языка, губ, щек, способность оперативно переключаться с одного действия на другое и одновременно выполнять несколько инструкций. Данный этап является основополагающим.
  • Формирование правильной воздушной струи. Она должна идти посередине языка и выдуваться с некоторым усилием. Для этого можно использовать упражнения дыхательной гимнастики.
  • Развитие мелкой моторики. Упражнения для развития мелкой моторики важны на каждом этапе, они стимулируют нервные окончания головного мозга, и к тому же их можно использовать для того, чтобы ребенок немного отдохнул от занятий и отвлекся.
  • Развитие фонематического слуха. Дошкольник, который учится правильному произношению, должен сначала научиться различать этот звук на слух, затем отличать его от похожих по звучанию, улавливая разницу.
  • Отработка опорных звуков (при необходимости) нужна в том случае, если у малыша есть звуки, близкие по артикуляции заданному. Таким образом ему будет проще научиться произносить его верно.

Поэтапная постановка

На постановочном этапе необходимо подготовить артикуляционный аппарат к произнесению заданного звука – откорректировать расположение губ, щек, языка, сделать целенаправленную струю воздуха. Сначала нужно отработать изолированное произношение. Для этого существует несколько способов:

  • По подражанию. Ребенок наблюдает за произношением логопеда – как располагается язычок во рту, его кончик, насколько видны зубки, улыбается он в это время или нет. Для этого они вместе садятся лицом к большому зеркалу, при этом логопед поясняет каждое свое действие, чтобы малышу было понятно, как и что делать (зрительный и слуховой контроль). Этот способ подразумевает также использование тактильных и вибрационных ощущений: ладонь прикладывается ко рту и проверяется струя воздуха – какая она, плавная или толчкообразная, присутствует ли вибрация.
  • С помощью опорных звуков (к примеру, это И и Ф).
  • С механической помощью. Бывает так, что ребенку недостаточно просто посмотреть, тактильно ощутить или почувствовать вибрацию. Для достижения нужного результата можно использовать подручные средства – чайную или столовую ложку (удержать язык), деревянную палочку от мороженого, ватный тампон, палец малыша или специальные логопедические инструменты. Если специалист использует что-то из вышеперечисленного, то все должно быть чистым, стерильным, одноразового использования. Постановка звука с механическим способом доступна только после установления доверительных отношений с ребенком − чтобы не вызвать боязни и страха открыть рот, тем более при использовании вспомогательных средств.

Если какой-то из методов сразу не доказал своей эффективности, не стоит от него отказываться. Через некоторое время его снова можно попробовать применить, немного видоизменив.

Как только появилось изолированное произношение, переходят к его автоматизации (слоги, слова, словосочетания, простые и сложные предложения) и дифференциации (способность определять и дифференцировать похожие по звучанию фонемы, а также правильно их употреблять).

Особенности постановки у детей разного возраста

Способы постановки звука С существенно не отличаются у детей разного возраста, так как смысл занятий остается одним и тем же, а если что и меняется, то сложность каждого упражнения. Основной способ у детей – игровой, то есть в процессе игры логопед может успешно корректировать артикуляцию, выполняя с ребенком различные упражнения для постановки звука С. Малышу не обязательно объяснять, что сегодня мы занимаемся постановкой звука С, мы просто играем.

Эффективным приемом считается тот, при котором специалист показывает определенное действие и параллельно его озвучивает. Например, едет машина и вдруг у нее спустило колесо, или котенок утащил фантик от съеденной конфеты и играет с ним шурша.

Многие логопеды осуществляют постановку звука С от Сь. Как правило, мягкое звучание бывает сохранно у большинства детей и по подражанию можно попытаться вызвать твердое.

Особенности постановки звука у подростков и взрослых

Неправильное произношение у взрослых – следствие стереотипа, закрепившегося в детстве. Во взрослом состоянии требуется изменение навыка, который стал удобным, к тому же взрослым проще контролировать свою речь, так как это происходит сознательно.

Нарушенное произношение может быть обусловлено неправильным прикусом, не исправленным в детстве, укороченной подъязычной уздечкой, особенностями строения ротовой полости и др. Подробнее об этом можно узнать от врача ортодонта или стоматолога.

Можно попытаться исправить данный дефект самостоятельно, но гораздо эффективнее будет обратиться к квалифицированному логопеду. Необязательно постоянно ходить на занятия, достаточно 2-3, чтобы специалист объяснил и показал, как и что нужно делать, дал рекомендации и соответствующие упражнения. Затем можно запланировать контрольные встречи, на которых будут отслеживаться успехи и разбираться ошибки.

Этапность постановки звуков у детей и взрослых принципиально ничем не отличается, за исключением добавления дополнительного этапа – введения его в речь. Этому способствуют: заучивание стихотворений, пересказ различных произведений и составление собственных текстов, содержащих заданную букву.

Ошибки постановки

Ошибки постановки могут привести к искаженному, неправильному произношению, например, звука не было вообще, а в результате некачественной или непрофессиональной логопедической работы появилось межзубное произношение. Поэтому, если люди с нарушенным произношением хотят правильно и эффективно изменить свою речь, важно за консультацией обратиться к профессионалу.

Результаты

Результативность занятий по постановке звука С индивидуальна. Она зависит от нескольких факторов: есть ли какая-нибудь неврологическая патология, не позволяющая языку быть подвижным, анатомические особенности строения ротовой полости и носоглотки, присутствует ли один из сигматизмов и др. Также все зависит от желания самого ребенка и родителей, насколько они заинтересованы в правильной речи, осознает и слышит ли ребенок свой дефект, может быть такое произношение характерно для каждого поколения в этой семье и нет особой необходимости его исправлять.

Дальнейшие рекомендации детям, взрослым и родителям

Для того чтобы занятия были эффективными, необходимо помнить следующие правила:

  • Регулярность занятий и поэтапное выполнение необходимых упражнений.
  • Ежедневные занятия в домашних условиях 2 раза в день по 5-7 минут.
  • Начинать нужно с простых упражнений и постепенно переходить к более сложным.
  • Гимнастику выполнять медленно, никуда не торопиться.
  • Если у малыша что-то не получается, не акцентировать свое внимание на этом, пытаться делать снова и ни в коем случае не реагировать отрицательным образом.
  • Если малыш устал, сделать небольшой перерыв и вернуться к заданиям.
  • Своевременно хвалить и поощрять за сделанные успехи.

Таким образом, при постановке звука С у детей и взрослых не нужно ждать быстрого результата. Важно, чтобы весь процесс протекал плавно, и человек мог верно усвоить всю необходимую информацию.

Постановка звука С – творческое занятие, которое приносит не только пользу, но также может разнообразить ежедневные упражнения по формированию правильной речи.

logopediacentr.ru

Постановка звука С в домашних условиях: простые рекомендации

Исправлению неправильного произношения звуков следует уделить внимание ещё в раннем возрасте ребёнка, чтобы к школьному периоду ребёнок смог выговаривать все звуки чисто, приобрёл достаточный словарный запас, мог правильно объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания. От этого напрямую зависит, насколько просто будут даваться ребёнку школьные программы. Если проигнорировать проблему, то такое произношение может остаться на всю жизнь. Во взрослом состоянии для исправления потребуется больше усилий. А чистое проговаривание важно не только для определённых специальностей, но и для комфортного общения.

 Важность постановки свистящего звука

Если замечено, что ребёнок некорректно произносит свистящий звук, логопед выделит характер проблемы, это может быть:

  •  сигматизм — происходит искажение [С] и [СЬ];
  •  парасигматизм — подмена [С] и [СЬ] другими звуками (на переднеязычный или шипящий).

Постановка звука [С] позволит избежать проблем в письменной речи и чтении:

  •  дисграфия — расстройство, при котором допускаются элементарные ошибки при письме.

Человек заменяет буквы на фонетически близкие звуки, например:

зовут => савут

белые => пелые

Пушок => Пужок

  •  дислексия — расстройство навыков чтения, при котором человек повторяет одни и те же ошибки при чтении. Звуки перемешиваются или подменяются другими, чтение по буквам, сложность понимания прочитанного.

Человеку сложно буквы соединить в слоги, а слоги в слова. Это приводит либо к непониманию прочитанного, либо к искажению информации.

  •  дислалия — нарушение произношения звуков. Диагноз ставится после 4–5 лет, до этого времени такое произношение считается нормой и проходит само.

 Постановка звука С от звука СЬ

Постановка звука [С] от мягкого [СЬ] состоит в выработке правильной артикуляционной позы:

  •  губы в широкой улыбке;
  •  язычок упирается в нижние зубы и формирует горку;
  •  сильно направленная струя воздуха.

То есть ребёнок должен вдохнуть и выдохнуть на язык с этой артикуляционной позой. При этом ощущается холодная струя воздуха (проверить можно поставив перед лицом ладошку).

В случае если [С] смягчается, применяется распространённый приём: при произношении нажать на серединку языка ватной палочкой. Тем самым убирается смягчение [СЬ] и вырабатывается твёрдый [С]. У маленьких детей это нередкое явление, когда они в словах употребляют мягкий [СЬ] и над исправлением этого звука необходимого непременно работать.

Автоматизация звука происходит изолированно в:

  • слогах — лучше начинать с обратных слогов [АС], [ОС], [УС], и потом переходить к прямым [СА], [СО], [СУ];
  • коротких словах;
  • словосочетаниях;
  • предложениях и связной речи.

Упражнение «Заборчик»

Зубки нужно поставить ровно друг над дружкой и улыбнуться. Проверить правильно ли поставлены зубы можно пальчиком.

Теперь уточняем месторасположение языка. Язык должен лежать за нижними зубами, лежать плоско и никуда не подниматься.

Нужно попросить ребёнка приоткрыть рот и показать язычок, удостовериться, что он расположен правильно. Часто бывает, что у детей повышен тонус языка. И язык вылезает за передние зубы, не может успокоится и лечь ровно. В этом случае делается массаж специальным шпателем или массаж зубками или губами (просто помять язык). Второй вариант предпочтительнее, так как эффект разминки тот же, но ребёнок не ощущает страха и дискомфорта от посторонних предметов.

Следующий этап упражнения для постановки звука [С]: язычок располагается за зубками, улыбаемся и свистим. Важно прислушаться, какой звук получился у ребёнка.

  Постановка с помощью подражания

Самый лёгкий способ постановки звука [С], который родители могут применять самостоятельно в обучении ребёнка. Выполнять занятие лучше перед зеркалом, показывая малышу как правильно расположить язычок, губы и зубы во время произношения. А далее в игровой форме тренировать [С], предлагая продемонстрировать, как задувает ветер в окно, или накачивается колесо и прочее. В некоторых случаях достаточно только этого упражнения, но зачастую оно дополняет остальные способы постановки звука [С].

Какие дефекты существуют при сигматизме

Есть несколько видов нарушения произношения:

  1. Межзубный сигматизм. Происходит, когда человек просовывает кончик языка между зубами.
  2. Боковой сигматизм. Когда воздух выходит не по средней линии языка, а упирается в щеку. Он может быть двусторонним или односторонним. Эстетически это выглядит неприглядно, так как происходит искривление мимики.
  3. Носовой сигматизм. Воздушная струя идёт в нос, и произношение получается с храпом. Для коррекции проводится упражнение — долго и протяжно произносится [Ф]. Кончик языка просовывается между нижней губой и верхними зубами, на него необходимо подуть, произнося [Ф], и постепенно убирать язык за нижние резцы.
  4. Призубный парасигматизм. Случай, когда не образовывается желобок по средней линии языка, и [С] приближён к звуку [Т]. Здесь происходит механическая коррекция желобка ватной палочкой.

Упражнения, позволяющие отработать желобок

  1. Язык кладётся на губу, необходимо подуть на кончик язычка тонкой струйкой воздуха. Для выработки соответственного свиста можно использовать специальный инструмент логопеда — палочка с вертушкой. Задача подуть на палочку так, чтобы её элемент под силой воздушной струи начал крутиться. В домашних условиях можно использовать ватные диски, положить на ладонь и дуть на них.
  2. Упражнение «Киска сердится». Открыть рот, спинку языка нужно выдвинуть вперёд и убрать назад. Повторить несколько раз.
  3. Игра «Загони мяч» в ворота вызовет у детей восторг. Ворота можно сделать из подручных вещей, мячом может выступать кусочек ватки или бумажки. Задача заключается в следующем: дуть на «мяч», пытаясь загнать его в ворота противника.

Заключение

Времени на выполнение комплекса упражнений жалеть не следует, и даже когда звук [С] удалось поставить, необходимо продолжать упражняться. Так как в случае с межзубным и боковым сигматизмом прежняя артикуляция дизартрии способна возвращаться. Произношение необходимо постоянно тренировать, проговаривая стихи, рассказы и скороговорки.

akademiarechi.ru

Рекомендации по исправлению межзубного произношения звуков

Рекомендации по исправлению межзубного произношения звуков

Укрепляем круговую мышцу рта

1. Удержание полоски твёрдой бумаги (картон) губами во время просмотра мультиков на 5 минут.

2. Перекатывание воздуха из щеки в щёку слева — направо и сверху-вниз.

3. «Спусти шарик».  Выпускать воздух из надутых щёк маленькими порциями.

4. Удерживание во рту небольшой порции воды, не проглатывая и не разжимая губ.

5. «Буря в стакане» — бурление воды соломкой.

6. Заложить ватные тампоны между губой и зубами вверху и внизу и произносить П-Б-М-И.

7. Покусывание соломки от коктейля между боковыми зубами. Палочку двигать из стороны в сторону.

Упражнения для языка

  1. Улыбочка-трубочка

  1. Улыбка - оскал (держать под счет до 10)

  1. «Наказать непослушный язычок».

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем оставляя язык в таком же положении покусать его зубами, произнося звуки та-та-та. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

3. «Блинчик»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

4. «Качели».

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

- широкий язык поднимается к верхней губе, затем опус кается к нижней губе;

- широкий кончик языка прикасается за верхними резцами, затем за нижним;

При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

5. «Язык перешагивает через зубы»

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

Широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

6. «Почистим зубы»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

7. «Горка» «Киска сердится».

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

8. Упражнение в произнесении звука и.

Цель: вырабатывать умение управлять языком.

В игровой форме отрабатывается произнесение звука и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука.

Развитие целенаправленной воздушной струи

Вдох носом, плечи опущены, набираем воздуха полный животик, выдох через рот плавный, щеки на надувать, губы трубочкой

«Пузырьки»

В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в неё - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

«Кораблик»

Поставьте ёмкость с водой, в которой плавает бумажный кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.

«Футболисты»

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками. Следить, чтобы вдох был носом, а выдох был плавным и сильным через губы «трубочкой», щёки при этом не раздувать.

«Снег идёт!»

Положите ребенку на ладонь кусочки ваты или небольшую снежинку, вырезанную из салфетки.

- Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давай подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату (снежинку), ребенок повторяет.

(Вдох носом, плечи опущены, набираем воздуха полный животик, выдох через рот плавный, щеки на надувать, губы трубочкой)

Как только начнет хорошо получаться, широкий язык положить на нижнюю губу, дуть на кончик языка, так что бы вата слетала с ладони ребенка.

«Мыльные пузыри»

Пускание мыльных пузырей.

«Воздушный шарик»

Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.

Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.

Советы:

Игра на флейте

Проговаривание межзубных звуков с карандашом, а эффективнее с тонкой палочкой между зубами

Вестибулярная пластинка с бусинкой.

Сайт http://www.vallexshop.ru (Вестибулярная пластина MUPPY с бусинкой, новая модель, SMALL (с красным кольцом, от 3 до 5 лет), Вестибулярная пластина MUPPY с бусинкой, новая модель, LARGE (с синим кольцом, от 5 до 8 лет). )

Облизывание плоских тарелок, ложек, разрезанных фруктов и овощей

infourok.ru

Постановка звука С | Волшебный город

Постановка звука «С» с механической помощью.

1. Ребенок должен широко улыбнуться и поместить широкий распластанный язык между зубами — на нижних зубах должен лежать только его расширенный кончик. Следите, чтобы верхними зубами ребенок не прикусывал язык.
2. Попросите ребенка подуть на самый кончик языка, так, чтобы на нем почувствовался холодок. Пусть ребенок подставит ко рту ладонь и ощутит на ней выдох.
3. Пока ребенок дует на кончик языка, вы кладете на него вдоль его средней линии зубочистку, слегка надавливаете ею на язык, образуя «желобок», по которому в дальнейшем будет «выдуваться» воздух. Зубочистка должна входить в рот ребенка примерно на два сантиметра. Если язык будет уворачиваться, просуньте ее глубже.
4. Когда вы нажимаете на язык зубочисткой, начинает слышаться неясный «шепелявый» свист.
5. После этого ребенок должен сблизить зубы так, чтобы между ними помещалась только зубочистка (прикусывать ее не надо), а язык остался за зубами (внутри). Ребенок должен продолжать дуть на кончик языка, выдох должен ощущаться между зубами. Во время сближения зубов свист прерывать нельзя.
6. Пока ребенок «свистит», вы сильнее или, наоборот, слабее нажимаете на его язык зубочисткой, продвигая ее в глубь рта или, наоборот, прикасаясь ею к самому кончику языка. Таким образом, вы ищете положение, в котором звук [с] будет звучать наиболее правильно.
7. Когда такое положение найдено, вы тренируете в нем свистящий звук, который можно назвать «свистом комара».
8. В тот момент, когда звук [с] будет звучать правильно, вам нужно будет осторожно вынуть зубочистку изо рта ребенка. Какое-то время звук будет продолжаться по инерции.
9. Использовать этот прием нужно до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно ставить язык в нужное место и свистеть, как «комар».
10. После этого приступайте к произношению слогов (по картинкам).
11. Если ребенок в слоге будет терять артикуляцию звука, какое-то время произносите с ним слоги при помощи зубочистки.
12. Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.

 

Постановка звука [С] от правильного [Сь]

Попросите ребенка вслед за вами по подражанию произнести звук [с']. Загляните ему в рот и посмотрите, где у него находится кончик языка.
1. Кончик языка может упираться в основание верхних резцов или в верхние резцы. В этом случае начинайте ставить ребенку звук [с] (см. ниже).
2. Кончик языка может упираться в нижние резцы. Тогда сначала придется научить ребенка произносить этот звук при верхнем положении языка.

Постановка звука [с'] при верхнем положении языка.

Прислоните кончик языка к верхним резцам и в этом положении произнесите звук [с']. Приоткройте рот, чтобы ребенку была видна ваша артикуляция. Попросите ребенка произнести звук [с'] так же, как и вы.
Поскольку ребенок уже умеет выговаривать этот звук, больших затруднений это задание у него не вызовет, так как он будет проверять правильность своего произношения на слух.

Окончательная постановка звука [с].

1. Пусть ребенок тянет «верхнеязычный» звук [с']. Нужно подставить ко рту ладонь (несколько снизу), для того чтобы ощущать на ней выдыхаемую струю воздуха (слегка прохладную). Губы должны быть вытянуты в улыбку.
2. Во время длительного произнесения мягкого звука [с'] (внимательно следя за воздушной струей на ладони) ребенок должен постепенно округлять губы и, в конце концов, вытянуть их в трубочку, как при произнесении гласного [у] (только оставив более широкое отверстие). Вы беззвучно показываете ребенку, каким образом нужно менять форму губ, а он повторяет это за вами. Звук [с'] будет звучать более твердо.
Следите, чтобы ребенок, округляя губы, заодно не открывал широко рта, в крайнем случае ему можно позволить ставить верхние резцы на нижние.
3. Ребенок все время должен следить за попадающей на ладонь воздушной струей. Дайте ему такую инструкцию: «Ты должен постепенно вытягивать губы вперед, но струйка воздуха все равно должна попадать на ладонь. Она будет становиться все более и более теплой, а в конце ты должен будешь сделать ее горячей».
4. В результате у ребенка получится твердый звук [с]. Если вы заметите, что он пытается удерживать мягкость произношения (с округлением губ она должна исчезнуть автоматически), скажите ему, что его задача сейчас не в том, чтобы произносить звук [с'], а чтобы сделать горячей струю воздуха на ладони.
5. Скажите ребенку, что, когда он произносит звук с вытянутыми в улыбку губами, у него во рту «пищит» тощий, маленький комар, и струйка воздуха получается прохладной. А когда он вытягивает губы в трубочку— то «пищит» толстый, упитанный комарик, и струйка воздуха от этого становится горячей.
6. В конце концов, предложите ребенку сразу «попищать толстым комаром». Если это будет сложно, пусть произносит (по картинке) слог [су] (губы ребенка уже находятся в походящей позиции). Этот слог должен выговаривать «толстый комар».
7. Если будет слышаться правильный или почти правильный звук [с], нужно будет выдвинуть губы вперед, как при произнесении гласного [ы] (чтобы были видны верхние и нижние резцы). Зубы должны оставаться сомкнутыми. Покажите ребенку, как это сделать. Произношение звука от этого станет более точным. Можно (по картинке) произносить слог [сы].
8. Для уточнения произношения можно предложить ребенку поплотнее прижать язык к верхним зубам.
9. В дальнейшем закрепляйте звук в слогах [са], [сы], [сэ], [со], [су] («учите толстого комара разговаривать»).
10. Когда ребенок будет безошибочно произносить звук [с], сообщите ему, какой звук он выговаривает.

Постановка звука [С] от межзубного звука [С]

Если ребенок произносит звук [с] межзубно (то есть его язык просовывается между зубами), попросите его произнести этот звук и посмотрите, как он это делает.
1.Вдоль языка ребенка может идти «желобок», «выходное отверстие» которого вам будет видно при осмотре. Именно по этому «желобку» должна подаваться воздушная струя.
Если у ребенка именно такое произношение, вам при работе над звуком [с] можно вслух произносить его, называть звук своим именем. Вам сразу же нужно будет предложить ребенку произнести звук [с] (межзубный), а в дальнейшем просто объяснять и показывать ему, как лучше всего «убрать» язык за зубы (см. ниже).
2. Язык может лежать между зубами сплошной массой, никакого «желобка» вдоль него не образуется, воздух выходит изо рта ребенка, просто обтекая его.
3. Звук [с] может произноситься и каким-нибудь иным образом (не межзубно).
В двух последних случаях ребенку нужно будет сначала поставить «правильное» межзубное произношение звука [с]. Произносить звук [с] вслух вам нельзя.

Постановка межзубного звука [с].

1. Пусть ребенок высунет очень широкий язык между зубами. Кончик языка должен располагаться на уровне резцов или чуть высовываться вперед. Губы должны быть сильно растянуты в улыбку. Желательно (если получится), чтобы ребенок слегка прикусил язык с обеих сторон по бокам коренными зубами.
2. В таком положении пусть дует себе на самую середину ладони, «делая» струю воздуха как можно более холодной. Можно положить на ладонь кусочек ватки и сдувать ее. Ватка должна находиться примерно в десяти сантиметрах ото рта ребенка. Пытаясь сдувать ее, он создаст по средней линии языка «желобок». Выход воздуха будет сопровождаться неясным свистящим звуком. Следите за тем, чтобы губы ребенка постоянно находились в улыбке и не участвовали в артикуляции. На первых порах верхнюю губу можно придерживать пальцем.
3. Покажите ребенку в зеркало его «желобок», объясните, что по нему идет воздух, обратите его внимание на то, что при этом слышится свист. Скажите ему, что таким «грубым голосом» свистит большой комар, а вы с ним сейчас будете учиться свистеть тоненько так, как свистит маленький.

Окончательная постановка звука [с].

1.
Ребенок должен, не прекращая «свистеть» и глядя в зеркало (чтоб не исчез его «желобок»), медленно убирать язык за верхние резцы, как бы «оглаживая» их языком, пока тот не окажется прислоненным к их внутренней стороне. Покажите ему, как это делать, избегая полноценного произношения звука [с] (практически только с легким шумом выдувая изо рта воздух).
2. Когда язык ребенка окажется с внутренней стороны верхних зубов, послышится почти правильный звук [с]. После этого (по вашему показу) ребенок должен прикрыть рот в форме правильного прикуса, будет слышаться полноценный звук [с].
3. Обратите на этот звук внимание ребенка, скажите ему, что именно так и должен «свистеть» маленький комар.
4. В дальнейшем «обучайте» вашего комара произносить слоги (по картинкам).
5. После того как ребенок без затруднений научится произносить слоги, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

Постановка звука [С] на вдохе

1. Пусть ребенок, приоткрыв рот, разместит плоский широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами. Покажите ему эту артикуляцию. Затем он должен сомкнуть (но не сжать) зубы в форме правильного прикуса и вытянуть губы в улыбку.
2. В этом положении после выдоха (плечи должны быть опущены) ребенок должен «всосать» в себя очень немного воздуха, так мало, чтобы он «попал» на самый кончик языка и почувствовался на нем холодком. В результате послышится более или менее внятный, очень тихий звук [с].
3. Если звука [с] не получится (может слышаться просто «всхлип»), значит, ребенок сделал слишком глубокий вдох. Вы можете даже заметить, как поднялась у него грудная клетка. Скажите ему, что он не должен вдыхать, а только «втянуть» сквозь зубы чуть-чуть воздуха, чтобы «охладить» кончик языка. Покажите ему, как это сделать, чтобы он понял, до какой степени незаметное действие он должен совершить.
4. После этого скажите ребенку, чтобы этот же самый воздух, который он чувствует холодком на кончике языка (потому что тот еще не нагрелся), он сквозь зубы «выдул» наружу. Пусть «сдует» его с кончика языка и «процедит» сквозь зубы. Губы должны оставаться в широкой улыбке. В результате ребенок произнесет тихий звук [с].
5. В дальнейшем пусть на вдохе и выдохе (как бы «гоняя» туда-сюда одну и ту же крошечную порцию воздуха) произносит звук [с]. Следите, чтобы он не запыхался, давайте ему передохнуть. Грудная клетка и плечи должны быть опущены, губы вытянуты в улыбку. Воздух при вдохе должен точно попадать на кончик языка и тут же «сдуваться» также именно с кончика языка. Можно предложить ребенку сдувать с кончика языка «чувство холодка».
6. Когда звук [с] будет получаться достаточно устойчиво, обратите внимание ребенка на то, что у него получается тоненький свист, как у «маленького комара». Пусть на выдохе «свистит» подольше.
7. Затем нужно «свистеть» только на выдохе — прерывисто, с паузами («комар, дескать, свиснет, потом задумается немного, потом опять свиснет»).
8. После этого переходите к произношению слогов [са], [сэ], [сы]. [со], [су] (по картинкам). Скажите ребенку, что ваш «комар будет учиться разговаривать».
9. Когда звук [с] будет выходить у ребенка безошибочно, сообщите ему, какой звук он выговаривает.

Постановка звука «С» бокового.  

Постановку звука лучше начинать с отработки опорных звуков:[И] , [Ф].                                             Когда ребёнок начнёт правильно произносить звук [И] , попросить пустить ветерок по языку, слышится звук [С].
Другой способ постановки: от межзубного звука [С]. Этот способ помогает удержать боковые края языка в одинаковом положении. Ребёнка просят прикусить кончик языка и при этом пропустить воздушную струю по языку.

mag-town.ru

Межзубный сигматизм: виды сигматизма и коррекция

Артикуляционный аппарат человека, это пассивные и активные органы произношения. К пассивным органам относятся твердое нёбо, стенка глотки и полость носа. Эти органы являются неподвижными. Активными же органами являются подвижные части — губы, мягкое нёбо, нижняя часть челюсти и конечно язык. Именно деятельность активных органов произношения обеспечивает нормальное образование звуков, с акустическими особенностями каждого звука позволяющих отличать их один от другого на слух.

Одно или несколько нарушений деятельности артикуляционного аппарата вызывают некоторые расстройства звукопроизношения, и называется межзубный сигматизм. Стоит рассмотреть часто встречаемые сигматизмы. Детальное понимание причины возникновения дефекта позволит определить оптимальную методику для коррекции.

Произношение свистящих звуков в норме

Произношение буквы ( с ) в нормальном состояние это губы человека слегка растянуты в улыбку, зубы сближаются до расстояния 3 мм. Произнося гласные буквы губы, слегка округляются, и зубы также сближаются на расстояние 2 -3 мм. Такой уклад образует узкий проход в виде щели, выдыхаемый воздух помогает правильно проговаривать звуки. Стоит заметить, чем уже щель, тем выше будет голос во время произношения.

При проявление сигматизма, произношение буквы © показывает растяжение губ больше, вследствие этого щель больше сужается и нарушается общее произношение звука. При артикуляции (з, з’) к парным глухим добавляется голосовое сопровождение, напор воздуха ослабевает, что также приводит к неправильному произношению.

Сигматизмы свистящих звуков

Сигматизм (парасигматизм) — аддентальный (призубный). Причины возникновения особенности зубно-челюстной системы неполное или напротив полное замыкание полости рта, это может быть закрытый прикус или тугоухость. Специалисты говорят, что в последние время эта аномалия стала достаточно распространена, но причины этого не ясны. При артикуляции воздух уходит через щели между зубов происходит это от того, что во время произношения язык прижимается к задней поверхности резцов.

Аддентальный сигматизм возникает обычно при открытом прикусе. Такое проявление сигматизма имеет два вида. Первое проявление, когда кончик языка находится на уровне между нижними и верхними резцами, в этом случае слова будут выглядеть так, например, нетрудно –недрудно. Второй вариант относится к тяжелым видам, так как его проявление захватывает все семь звуков. В этом случае речь человека становится малопонятна. Сигматизм второго варианта может наблюдаться при тугоухости и тяжелого недоразвития речи связанного с психическими отклонениями.

Виды сигматизма

  • Призубный сигматизм — недостаток произношения звуков отличается тем, что во время произношения свистящих звуков кончик языка упирается в края нижних или верхних резцов, тем самым мешая проходу воздуха, как следствие меняется произношение звука, например слово самолет в этом случае будет произнесено тамолет.
  • Шипящий сигматизм – в этом случае произношение слов становится шипящим. Зачастую во время произношения человек меняет несколько букв в каждом слове к примеру слово собака, произносится шябяка.
  • Губно-зубной сигматизм – проявляется заменой букв так, например буква (в) произношение человека страдающего губно-зубным сигматизмом будет произнесена (ф). Происходит это по причине того, что кончик языка упирается в верхнее небо.
  • Боковой сигматизм — кончик языка во время разговора упирается в верхние альвеолы происходит искажение букв, достаточно часто боковой сигматизм проявляется в полном непонимание речи.
  • Носовой сигматизм – человек произнося слова, выделяет их гнусаво, как следствие теряется понимание таких букв как (х).

Причины межзубного сигматизма

Причин возникновения межзубного сегматизма достаточно много, но специалисты выделяют основные, к ним относятся, неправильное взаимодействие самого начала разговорной речи родителей с малышом. Родители должны усвоить, развитие и становление правильной речи тесно взаимосвязано с мелкой моторикой малыша, а это значит, чем больше вы будете заниматься с ребенком, тем меньше вероятность развития сегматизма.

Иногда сегматизм проявляется у детей с нарушением слуха в этом случае стоит, как можно раньше обратиться к логопеду, который поможет вам и вашему малышу. При любых нарушениях произношения стоит посетить логопеда, он сможет вовремя скорректировать речь малыша и предотвратить развитие сегматизма.

Межзубный сигматизм коррекция свистящих

Упражнения для правильного произношения свистящих звуков. Специалистами разработан целый комплекс упражнений для становления речи. Каждое из упражнений с легкостью выполняется в домашних условиях, единственно правило упражнения необходимо проделывать ежедневно.

  • Первое упражнение получило интересное название мяч в ворота. Цель этого упражнения выработать воздушную струю воздуха во время произношения. Вытягиваем губы вперед и дуем тоненькой струйкой воздуха на маленький ватный шарик, который необходимо положить на столе, ворота необходимо сделать два сантиметра, цель струйкой воздуха загнать мячик в ворота. Во время этого упражнения нельзя надувать щеки.
  • Упражнение непослушный язык. Цель упражнения выработать правильное расположение языка. Для этого вытянуть язык и уложить его ровно на нижнюю губу. Во время упражнения необходимо пошлепывать его верхний губой и произносить звуки (пя, пи). Также удерживать язык в невесомом положении в течение десяти секунд.

Это самые простые упражнения, которые помогут избавиться от межзубного сегматизма, конечно на это может потребоваться время.

Исправление межзубного сигматизма

При межзубном сигматизме логопату предлагается произносить длительное ©, если звук произносится не правильно, логопед может прибегнуть к механическому воздействию, для этого используется специальный зонд, которым логопед нажимает на кончик языка пациента, придерживая язык, предлагается произносить все ту же букву ©. На втором этапе пациент должен будет произносить сочетание букв (со, су, си, сы, и так далее). Большое внимание уделяется произношению буквы (ц). По мере прохождения исправления межзубного сегматизма принимается решение о последующих шагах.

shop-kid.ru

План-конспект занятия по логопедии (1 класс): Постановка звука С при межзубном и призубном сигматизме

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Организационный момент

 Логопед: Сегодня малыш, я приглашаю тебя в осенний лес. Ты знаешь, кто живет в лесу? (ответы ребенка).

Логопед: Да, правильно, молодец! А еще там живет наш старый знакомый ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК! В прошлый раз он приходил к нам в гости, а сегодня мы пойдем к нему. Согласен? (Да).

Физическое развитие

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Мы идем по осеннему лесу и собираем грибы.

Пальчиковая игра «Топ-топ-топ, 5 шагов»

Топ-топ – пять шагов

(«шагать» пальчиками по столу).

В туесочке пять грибов.

(переплели пальцы обеих рук – сделали «туесочек», большие пальцы – ручка, показали 5 пальцев правой руки).

Мухомор красный –

Гриб опасный.

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

(На каждое двустишие ребенок разгибает по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или на обеих руках).

Логопед: Малыш, ты знаешь, какой гриб здесь был ядовитым, несъедобным? (Мухомор)

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания

Призубный сигматизм-  даются упражнения для выработки длительной, направленной воздушной струи; положения широкого кончика языка за нижними резцами; вырабатывается умение удерживать губы в улыбке.

Логопед: Малыш, давай вспомним, как дует ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК?

Упражнение  для развития напора воздуха:

1. Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперед «трубочкой» губы. Контролировать выдыхаемую струю  ладонью, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя воздуха, бумажка или ватка отклоняются в сторону.  Повторять упражнение 3-5-7 раз.

2. Высунуть язык, чтобы он лежал на нижней губе. Вдоль языка до его середины положить круглую тонкую палочку (спичку) и надавить для образования канавки. Губы округлить, но не напрягать. Зубы разомкнуты. Вдохнув, с силой выдувать воздух, раздувая щеки. Контролировать поток воздуха ладонью, бумажкой или ваткой.  Повторить упражнение 3-5-7 раз.

Игры:

«Заморозим пальчики»

 «Заморозим подбородок»

«Заморозим шею»

«Забьем шайбу (мяч) в ворота» (с ватными шариками)

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Вот тебе корзинка, давай будем собирать в нее грибы и ягоды. (ребенок выбирает картинки, которые ему больше нравятся, но перед тем как положить их себе в корзинку, он должен сделать артикуляционное упражнение, которое нарисовано на обратной стороне картинки).

При межзубном произнесении  звука С: проводятся упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки языка; выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук [и], при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука [с].

Упражнение для губ:

Растянуть губы в улыбку до предела и удержать их в напряженном положении некоторое время под счет. Зубы сомкнуть. Повторить упражнение 3-5-7 раз.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мимической мускулатуры

Логопед:

Мы идем по лесу. Листья шуршат под ногами. И вдруг видим – бежит мышонок. Он тоже нас заметил и испугался.

Игра «Пугливый мышонок».

Изобразите мне пугливого мышонка. Вы должны сжаться  в комочек, и изобразить на лице испуг.

Физическое развитие,

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи

Логопед:

А как мышонок голос подает? (он пищит)

Логопед:

А давай будем пищать, как мышки:

- Тихо пи-пи-пи

- Громко пи-пи-пи

С разным ударением: ПИ-пи-пи, пи-ПИ-пи, пи-пи-ПИ

Речевое развитие, Познавательное развитие

Речевая деятельность

Познавательная деятельность

  1. Постановка звука С  при межзубном (призубном) сигматизме

Логопед: Малыш, давай вспомним песенку ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА!

При межзубном и призубном сигматизме необходимо убрать кончик языка за нижние резцы, для чего можно прибегнуть к механической помощи: специальным зондом или концом шпателя легко нажать на кончик распластанного (а не комообразного!) языка, опустив его за нижние зубы. Механически придерживая язык в таком положении, предложить  ребенку произнести изолированно звук С (сделать «Холодный ветерок», «Насос», «Песенку водички» - СССССССССССССС).

Затем так же с механической помощью отрабатывается слог СА-СА-СА.

(Межзубный сигматизм звука С часто требует длительной логопедической работы. При отсутствии контроля часто наблюдаются рецидивы).

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Артикуляционный уклад звука  С

Логопед: Давай покажем ОСЕННЕМУ ВЕТЕРКУ, что мы знаем, как петь его песенку! (что мы знаем, как правильно произносить звук С).

- Губы улыбаются

- Зубы сближены («заборчиком»)

- язычок «горочкой», кончик языка касается нижних резцов;

- воздушная струя холодная

- горлышко не дрожит

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Характеристика звука С

Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что «ПЕСЕНКА ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА» (песенка насоса, песенка водички) – это и есть звук С.

Какой звук С?

Звук С – согласный, твердый, глухой, обозначается синей фишкой.

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка – игра с мячом

Дидактическая игра «Чего много в лесу?» (отработка использования ребенком Р.П. имен существительных)

Логопед бросает ребенку мяч и спрашивает: «Чего много в лесу?», ребенок возвращает мяч и отвечает либо полным предложением, либо словосочетанием со словом МНОГО

МНОГО ДЕРЕВЬЕВ

МНОГО ЛИСТЬЕВ

МНОГО ГРИБОВ

МНОГО ЯГОД

МНОГО ПТИЦ

МНОГО ЗВЕРЕЙ и др.

Познавательное развитие

Умственная деятельность, игровая деятельность

  1. Игры на развитие фонематического слуха.

Логопед: Я буду читать тебе стихотворение, а ты, как услышишь название какого-нибудь гриба, должен положить перед собой счетную палочку (или грибок, вырезанный из картона)

Игра «Сосчитай грибы»

Только я в кусты зашла –

Подосиновик нашла.

Две лисички, боровик,

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

(пять)

Познавательное развитие

Игровая деятельность  Познавательная деятельность

  1. Игры на развитие ВПФ

 Логопед: ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК хочет с нами поиграть. Он приготовил нам по 4 картинки, и просит нас ответить на вопрос: «Какая картинка тут лишняя?»

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Подберезовик, подосиновик, мухомор, лисичка

Клюква, земляника, сыроежка, брусника

Белый гриб, груздь, земляника, опята

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Итог, оценка работы ребенка

 Малыш, нам пора возвращаться из осеннего леса в наш класс.

К кому в гости мы сегодня ходили? Кого видели? Что делали?

Чему учил нас ОСЕННИЙ ВЕТЕРОК?

Ты научился петь песенку ОСЕННЕГО ВЕТЕРКА?

Давай посмотрим, как у тебя это получается?

ТЫ МОЛОДЕЦ!

Завтра ветерок придет к нам еще раз.

Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие

Речевая деятельность  Изо-деятельность

  1. Домашнее задание

 Раскрасить грибы из Пальчиковой игры «Топ-топ-топ – пять шагов», ядовитый гриб обвести в круг красным карандашом!  (раскраска готовится заранее – мухомор, лисичка, волнушка, сморчок, белый гриб)

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания занятия.

nsportal.ru

Консультация (старшая группа) на тему: Межзубное произношение звуков у ребёнка. Что делать?

Самый верный, быстрый и наилучший вариант - заниматься с логопедом. Но если пока не возможности, попробуйте следующее:

I. Сначала выполняется комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков. 

1. "Накажи непослушный язычок".
Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
1) Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2) Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3) Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

2. "Сделай язык широким".
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
1) Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2) Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3) Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4) Боковые края языка должны касаться углов рта.

3. "Приклей конфетку".
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Внимание!
1) Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2) Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
3) Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4) Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

4. "Грибок".
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку).
Внимание!
1) Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2) Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
3) При повторении упражнения надо открывать рот шире.

5. "Кто дальше загонит мяч".
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!
1) Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2) Нельзя надувать щёки.
3) Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "х", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

6. "Вкусное варенье".
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
1) Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2) Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3) Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

7. "Гармошка".
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Внимание!
1) Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2) Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
3) Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

8. "Фокус".
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание!
1) Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2) Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3) Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

II. Затем - постановка звука.

Объясняете и показываете правильный артикуляционный уклад в произношении шипящих ("ш", "ж").
При произнесении звука "ш" (постановка начинается именно с этого звука) губы вытянуты вперед и округлены (перед "а" округление минимально, перед "и", "ы" округления может и не быть. Расстояние между зубами больше, чем при артикуляции свистящих звуков, около 4-5 мм. Кончик языка поднят по направлению к началу твердого неба или альвеолам, средняя часть спинки языка прогибается, а поднимается по направлению к мягкому небу и оттягивается к стенке зева. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; небная занавеска поднята и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты; сильная выдыхательная струя проходит через две щели: между задней частью мягким небом, а также между кончиком языка и твердым небом. При этом производится сложный шум, более низкий, чем при произнесении свистящих, и напоминает шипение.
При постановке звука "ж" та же артикуляция, что и при произнесении звука "ш", она дополняется работой сомкнутых и колеблющихся голосовых складок.
После того, как Вы объяснили и показали ребенку положение органов артикуляции, учите его правильно ее воспроизводить.
Если у ребенка слабые мышцы кончика языка, то делаете пальцевой или зондовый массаж кончика языка, затем артикуляционная гимнастика и только потом, после укрепления мышц кончика языка, начинаете постановку звуков.

И самое главное, обязательно посетите невролога!

Дорохова Ольга Александровна

Учитель-логопед

nsportal.ru

Справочник логопеда: Постановка звуков [C] [C']


Постановка звука «С» от артик. упр. «Катушечка».

Рот открыть. Губы в улыбке. Кончик языка завести за нижние резцы. Кончик языка слегка нажать на резцы, пропустить по языку «ветерок», слышится звук «С».

Постановка звука «С» с механической помощью.

1. Ребенок должен широко улыбнуться и поместить широкий распластанный язык между зубами — на нижних зубах должен лежать только его расширенный кончик. Следите, чтобы верхними зубами ребенок не прикусывал язык.


2. Попросите ребенка подуть на самый кончик языка, так, чтобы на нем почувствовался холодок. Пусть ребенок подставит ко рту ладонь и ощутит на ней выдох.
3. Пока ребенок дует на кончик языка, вы кладете на него вдоль его средней линии зубочистку, слегка надавливаете ею на язык, образуя «желобок», по которому в дальнейшем будет «выдуваться» воздух. Зубочистка должна входить в рот ребенка примерно на два сантиметра. Если язык будет уворачиваться, просуньте ее глубже.
4. Когда вы нажимаете на язык зубочисткой, начинает слышаться неясный «шепелявый» свист.
5. После этого ребенок должен сблизить зубы так, чтобы между ними помещалась только зубочистка (прикусывать ее не надо), а язык остался за зубами (внутри). Ребенок должен продолжать дуть на кончик языка, выдох должен ощущаться между зубами. Во время сближения зубов свист прерывать нельзя.
6. Пока ребенок «свистит», вы сильнее или, наоборот, слабее нажимаете на его язык зубочисткой, продвигая ее в глубь рта или, наоборот, прикасаясь ею к самому кончику языка. Таким образом, вы ищете положение, в котором звук [с] будет звучать наиболее правильно.
7. Когда такое положение найдено, вы тренируете в нем свистящий звук, который можно назвать «свистом комара».
8. В тот момент, когда звук [с] будет звучать правильно, вам нужно будет осторожно вынуть зубочистку изо рта ребенка. Какое-то время звук будет продолжаться по инерции.
9. Использовать этот прием нужно до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно ставить язык в нужное место и свистеть, как «комар».
10. После этого приступайте к произношению слогов (по картинкам).
11. Если ребенок в слоге будет терять артикуляцию звука, какое-то время произносите с ним слоги при помощи зубочистки.
12. Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.        

Постановка звука [С] от правильного [Сь]

Попросите ребенка вслед за вами по подражанию произнести звук [с']. Загляните ему в рот и посмотрите, где у него находится кончик языка.
1. Кончик языка может упираться в основание верхних резцов или в верхние резцы. В этом случае начинайте ставить ребенку звук [с] (см. ниже).
2. Кончик языка может упираться в нижние резцы. Тогда сначала придется научить ребенка произносить этот звук при верхнем положении языка.

Постановка звука [C'] при верхнем положении языка.

Прислоните кончик языка к верхним резцам и в этом положении произнесите звук [с']. Приоткройте рот, чтобы ребенку была видна ваша артикуляция. Попросите ребенка произнести звук [с'] так же, как и вы.
Поскольку ребенок уже умеет выговаривать этот звук, больших затруднений это задание у него не вызовет, так как он будет проверять правильность своего произношения на слух.

Окончательная постановка звука [С].
1. Пусть ребенок тянет «верхнеязычный» звук [с']. Нужно подставить ко рту ладонь (несколько снизу), для того чтобы ощущать на ней выдыхаемую струю воздуха (слегка прохладную). Губы должны быть вытянуты в улыбку.
2. Во время длительного произнесения мягкого звука [с'] (внимательно следя за воздушной струей на ладони) ребенок должен постепенно округлять губы и, в конце концов, вытянуть их в трубочку, как при произнесении гласного [у] (только оставив более широкое отверстие). Вы беззвучно показываете ребенку, каким образом нужно менять форму губ, а он повторяет это за вами. Звук [с'] будет звучать более твердо.
Следите, чтобы ребенок, округляя губы, заодно не открывал широко рта, в крайнем случае ему можно позволить ставить верхние резцы на нижние.
3. Ребенок все время должен следить за попадающей на ладонь воздушной струей. Дайте ему такую инструкцию: «Ты должен постепенно вытягивать губы вперед, но струйка воздуха все равно должна попадать на ладонь. Она будет становиться все более и более теплой, а в конце ты должен будешь сделать ее горячей».
4. В результате у ребенка получится твердый звук [с]. Если вы заметите, что он пытается удерживать мягкость произношения (с округлением губ она должна исчезнуть автоматически), скажите ему, что его задача сейчас не в том, чтобы произносить звук [с'], а чтобы сделать горячей струю воздуха на ладони.
5. Скажите ребенку, что, когда он произносит звук с вытянутыми в улыбку губами, у него во рту «пищит» тощий, маленький комар, и струйка воздуха получается прохладной. А когда он вытягивает губы в трубочку— то «пищит» толстый, упитанный комарик, и струйка воздуха от этого становится горячей.
6. В конце концов, предложите ребенку сразу «попищать толстым комаром». Если это будет сложно, пусть произносит (по картинке) слог [су] (губы ребенка уже находятся в походящей позиции). Этот слог должен выговаривать «толстый комар».
7. Если будет слышаться правильный или почти правильный звук [с], нужно будет выдвинуть губы вперед, как при произнесении гласного [ы] (чтобы были видны верхние и нижние резцы). Зубы должны оставаться сомкнутыми. Покажите ребенку, как это сделать. Произношение звука от этого станет более точным. Можно (по картинке) произносить слог [сы].
8. Для уточнения произношения можно предложить ребенку поплотнее прижать язык к верхним зубам.
9. В дальнейшем закрепляйте звук в слогах [са], [сы], [сэ], [со], [су] («учите толстого комара разговаривать»).
10. Когда ребенок будет безошибочно произносить звук [с], сообщите ему, какой звук он выговаривает.

Постановка звука [С] от межзубного звука [С]

Если ребенок произносит звук [с] межзубно (то есть его язык просовывается между зубами), попросите его произнести этот звук и посмотрите, как он это делает.
1.Вдоль языка ребенка может идти «желобок», «выходное отверстие» которого вам будет видно при осмотре. Именно по этому «желобку» должна подаваться воздушная струя.
Если у ребенка именно такое произношение, вам при работе над звуком [с] можно вслух произносить его, называть звук своим именем. Вам сразу же нужно будет предложить ребенку произнести звук [с] (межзубный), а в дальнейшем просто объяснять и показывать ему, как лучше всего «убрать» язык за зубы (см. ниже).
2. Язык может лежать между зубами сплошной массой, никакого «желобка» вдоль него не образуется, воздух выходит изо рта ребенка, просто обтекая его.
3. Звук [с] может произноситься и каким-нибудь иным образом (не межзубно).
В двух последних случаях ребенку нужно будет сначала поставить «правильное» межзубное произношение звука [с]. Произносить звук [с] вслух вам нельзя.

Постановка межзубного звука [с].

1. Пусть ребенок высунет очень широкий язык между зубами. Кончик языка должен располагаться на уровне резцов или чуть высовываться вперед. Губы должны быть сильно растянуты в улыбку. Желательно (если получится), чтобы ребенок слегка прикусил язык с обеих сторон по бокам коренными зубами.
2. В таком положении пусть дует себе на самую середину ладони, «делая» струю воздуха как можно более холодной. Можно положить на ладонь кусочек ватки и сдувать ее. Ватка должна находиться примерно в десяти сантиметрах ото рта ребенка. Пытаясь сдувать ее, он создаст по средней линии языка «желобок». Выход воздуха будет сопровождаться неясным свистящим звуком. Следите за тем, чтобы губы ребенка постоянно находились в улыбке и не участвовали в артикуляции. На первых порах верхнюю губу можно придерживать пальцем.
3. Покажите ребенку в зеркало его «желобок», объясните, что по нему идет воздух, обратите его внимание на то, что при этом слышится свист. Скажите ему, что таким «грубым голосом» свистит большой комар, а вы с ним сейчас будете учиться свистеть тоненько так, как свистит маленький.

Окончательная постановка звука [с].


1.
Ребенок должен, не прекращая «свистеть» и глядя в зеркало (чтоб не исчез его «желобок»), медленно убирать язык за верхние резцы, как бы «оглаживая» их языком, пока тот не окажется прислоненным к их внутренней стороне. Покажите ему, как это делать, избегая полноценного произношения звука [с] (практически только с легким шумом выдувая изо рта воздух).
2. Когда язык ребенка окажется с внутренней стороны верхних зубов, послышится почти правильный звук [с]. После этого (по вашему показу) ребенок должен прикрыть рот в форме правильного прикуса, будет слышаться полноценный звук [с].
3. Обратите на этот звук внимание ребенка, скажите ему, что именно так и должен «свистеть» маленький комар.
4. В дальнейшем «обучайте» вашего комара произносить слоги (по картинкам).
5. После того как ребенок без затруднений научится произносить слоги, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.


Постановка звука [С] на вдохе 1. Пусть ребенок, приоткрыв рот, разместит плоский широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами. Покажите ему эту артикуляцию. Затем он должен сомкнуть (но не сжать) зубы в форме правильного прикуса и вытянуть губы в улыбку.
2. В этом положении после выдоха (плечи должны быть опущены) ребенок должен «всосать» в себя очень немного воздуха, так мало, чтобы он «попал» на самый кончик языка и почувствовался на нем холодком. В результате послышится более или менее внятный, очень тихий звук [с].
3. Если звука [с] не получится (может слышаться просто «всхлип»), значит, ребенок сделал слишком глубокий вдох. Вы можете даже заметить, как поднялась у него грудная клетка. Скажите ему, что он не должен вдыхать, а только «втянуть» сквозь зубы чуть-чуть воздуха, чтобы «охладить» кончик языка. Покажите ему, как это сделать, чтобы он понял, до какой степени незаметное действие он должен совершить.
4. После этого скажите ребенку, чтобы этот же самый воздух, который он чувствует холодком на кончике языка (потому что тот еще не нагрелся), он сквозь зубы «выдул» наружу. Пусть «сдует» его с кончика языка и «процедит» сквозь зубы. Губы должны оставаться в широкой улыбке. В результате ребенок произнесет тихий звук [с].
5. В дальнейшем пусть на вдохе и выдохе (как бы «гоняя» туда-сюда одну и ту же крошечную порцию воздуха) произносит звук [с]. Следите, чтобы он не запыхался, давайте ему передохнуть. Грудная клетка и плечи должны быть опущены, губы вытянуты в улыбку. Воздух при вдохе должен точно попадать на кончик языка и тут же «сдуваться» также именно с кончика языка. Можно предложить ребенку сдувать с кончика языка «чувство холодка».
6. Когда звук [с] будет получаться достаточно устойчиво, обратите внимание ребенка на то, что у него получается тоненький свист, как у «маленького комара». Пусть на выдохе «свистит» подольше.
7. Затем нужно «свистеть» только на выдохе — прерывисто, с паузами («комар, дескать, свиснет, потом задумается немного, потом опять свиснет»).
8. После этого переходите к произношению слогов [са], [сэ], [сы]. [со], [су] (по картинкам). Скажите ребенку, что ваш «комар будет учиться разговаривать».
9. Когда звук [с] будет выходить у ребенка безошибочно, сообщите ему, какой звук он выговаривает.

Постановка звука «С» бокового.  

Постановку звука лучше начинать с отработки опорных звуков:[И] , [Ф].                                    Когда ребёнок начнёт правильно произносить звук [И] , попросить пустить ветерок по языку, слышится звук [С].

Другой способ постановки: от межзубного звука [С]. Этот способ помогает удержать боковые края языка в одинаковом положении. Ребёнка просят прикусить кончик языка и при этом пропустить воздушную струю по языку.

logopedsaospravochnik.blogspot.com


Смотрите также

Серозометра: Лечение Народными Средствами

Серозометра: причины возникновения, симптомы и лечение Патологическое скопление в полости матки жидкости — серозометра, довольно серьезный симптом. Промедление… Подробнее...
Палец

Щелкающий Палец: Лечение Народными Средствами

Какие существуют способы избавления от щелкающих суставов Когда палец (или даже несколько) заклинивает во время сгибания или раздается непривычное щелканье, то… Подробнее...
Простатит

Затрудненное Мочеиспускание У Мужчин: Лечение Народными Средствами

Из-за чего возникает затрудненное мочеиспускание у мужчин Проблемы с мочеиспусканием у мужчин встречаются достаточно часто, причем даже в молодом возрасте, но… Подробнее...