Для чего нужен камертон


Камертон — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 октября 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 октября 2019; проверки требуют 4 правки.

Камерто́н (нем. Kammerton — «комнатный звук») — инструмент для фиксации и воспроизведения эталонной высоты звука[1], которая также называется словом «камертон». В исполнительской практике применяется для настройки музыкальных инструментов, хористов и др. А также используется для обработки камня и других материалов, за счёт вибраций определённой частоты звука. Существуют механические, акустические и электронные камертоны.

В 1711 году придворный трубач английской королевы Джон Шор изобрёл необходимый всем музыкантам и настройщикам музыкальных инструментов нехитрый предмет, похожий на металлическую вилочку с двумя зубцами. Эта «вилочка» была названа камертоном. Если ударить по камертону, его концы начинают колебаться и раздается звук, который служит эталоном высоты при настройке музыкальных инструментов и в пении. Камертон, изобретённый Шором, давал 419 колебаний в секунду[2][3]. Издаваемый камертоном звук было решено присвоить ноте ля, от неё и настраивали все другие звуки. У многих струнных инструментов, чаще всего у скрипки, при изменении температуры натяжение струн меняется, поэтому скрипачам приходится часто подтягивать струны, и камертон тут незаменим. В конце 18 в. по инициативе композитора и дирижёра Дж. Сарти в России был введён «петербургский камертон» с частотой а1 = 436 гц. В 1858 году Парижская АН предложила т. н. «нормальный камертон» с частотой а1 = 435 гц. Эта частота была принята на международной конференции в Вене (1885) как международный эталон высоты звука и получила название музыкального строя. Принята эталонная частота тона ля первой октавы — 440 гц; таким образом, современный настроечный инструмент камертон издаёт звук ля 1-й октавы частотой 440 Гц[3].

В наши дни симфонические оркестры редко пользуются камертоном. В оркестре роль камертона выполняет деревянный духовой инструмент гобой, поскольку в его конструкции температура не влияет на музыкальный строй и его нота ля всегда устойчива. Но если с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают уже по роялю, а рояль перед концертом должен быть хорошо настроен по камертону.

Камертон с резонатором

Чтобы усилить звучание камертона, его устанавливают на резонаторе — открытом с одной стороны деревянном ящике. Длина его берётся равной 1/4 длины звуковой волны, испускаемой камертоном. При звучании камертона его стержень вертикально давит на крышку ящика с частотой колебания ножек камертона, которая при такой длине ящика совпадает с частотой основного колебания воздуха в ящике. Происходит резонансное усиление звуковой волны, выходящей из ящика, при этом важную роль играет и тот факт, что размеры ящика более близки к длине звуковой волны камертона, чем поперечник ножки камертона[4].

  • Камертон // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1957. — Т. III. — Стб. 216—217

Камертон для настройки гитары: как правильно настроить устройство

Музыкальное сопровождение окружает нас повсюду. Камертон для настройки гитары — предмет, который настраивает в правильной тональности инструмент. Он соответствует стандарту ноте «ля», частота которой 440 герц. Благодаря ему музыканты настраивают инструменты, которые звучат в унисон в ансамбле с микрофоном.

Что такое камертон и для чего он нужен?

В далеком 1711 году был создан этот удивительный предмет. Он похож на вилку с зубцами, идущими параллельно. Ударив по камертону, тот начинает вибрировать, создавая звук. У струнных инструментов при смене окружающей среды натяжение струн изменяется. Скрипачи постоянно подтягивают струны. Это незаменимый помощник. Он всегда придет на помощь.

Виды

По предназначению бывает несколько видов камертонов:

  1.  Электронный. Получил второе, привычное название — тонер. Это маленький электрический с экраном прибор. На экране показывается звучащая нота. Камертон электронный для настройки гитары прост в обращении. В пределах взятого диапазона воспроизводит тональность.
  2. Механические. Этот вид появился в далеком 18-м веке. Единственной целью приспособления являлась настройка оркестрового музыкального инструмента. Камертоны в те времена были из металла в форме вилки. Музыканты на концертах с его помощью быстро настраивали инструменты. Нынешний механический ничем не отличается от старшего собрата.
  3. Акустический. Данные модификации помогают в настройке духовых инструментов. Представляют собой маленькие приспособления. Они задают тон в диапазоне первой октавы.
  4. Духовой. Это приспособление напоминает свисток. Струны музыкального инструмента настраиваются по звуку. Звук нот образуется тогда, когда в него дует настройщик. Положительной стороной приспособления является то, что извлекаемые ноты соответствуют шести струнам, которые так необходимы для звучания. Предмет оснащен тремя или шестью отверстиями. Именно они создают звуки, которые позволяют настроить семиструнный, шестиструнный инструмент.

 

Духовой является помощником, благодаря приемлемой цене и небольшим размерам. Данное приспособление развивает слух.

Внимание! Чтобы использовать последний вариант устройства, необходимо обладать исключительным слухом.

Его не сравнить с электронным тюнером.

Программы

Сегодня можно пользоваться электронными приспособлениями. Программы позволяют узнать настройку, бас и настроить их до нужного тона. Так электрогитара подключается и благодаря устройству на экране прибора отображается отклонение на дисплее. Прибор сигнализирует как стрелками, так и лампочками, указанными на приборе. При точной настройке стрелка прибора займет положение посередине экрана, и светодиод будет светиться зеленым цветом.

Настройка акустической гитары также возможна благодаря такому приспособлению.

Электронный прибор размещается рядом с гитарой. Извлекая звук из гитары, прибор оценивает звук и дает свою оценку, которая отображается на дисплее прибора.

Тонер-прищепка — уникальное приспособление. Оно крепится на голову грифа. При звучании струны прибор показывает состояние настройки. Экран приспособления также будет подсвечиваться разными цветами, согласно текущему состоянию настройки. Зеленый цвет дисплея сигнализирует о правильной настройке.

Положительная сторона — удобство в использовании, габариты и маленький вес. Для настройки гитар интернет-ресурсы предлагают множество онлайн тонеров, которые блестяще справляются со своими функциями. Они отвечают требованиям пользователей.

 

Их необходимо только установить на компьютер и научиться пользоваться.

Как настроить при помощи устройства?

Одним из самых востребованных музыкальных инструментов на протяжении многих лет является классическая гитара. Этот инструмент доступен всем желающим. Но его приходится часто настраивать из-за перепадов температуры, смены струн.

Сегодня можно использовать камертон настроить гитару. Если под рукой есть такой предмет, то существенно экономится время. В нем каждый звук соответствует определенной струне.

Если под рукой есть только обычный камертон, то настройка немного затянется по времени. Необходимо полагаться на свой слух. Чтобы начать, необходимо на пятом ладу зажать струну первую. Это нажатие соответствует ноте «ля» первой октавы. Такую же ноту издает камертон. Настройка первой струны подкручивается колком до тех пор, пока гитарный звук не будет равен звуку камертона.

Как только первая струна соответствует звуку камертона, таким же образом берется вторая струна. Она должна быть созвучна с первой струной.

Внимание! Все оставшиеся струны также настраиваются. Стоит отметить, что все струны зажимаются на пятом ладу, только лишь третья струна зажимается на третьем.

Если у музыканта нет специального приспособления, то он может использовать гудок телефона. Он также является нотой ля.

Как правильно выбрать устройство?

Этот вопрос довольно интересен и неоднозначен. Чтобы выбрать камертон, необходимо учитывать важную деталь — где вы планируете пользоваться приспособлением (в походных условиях или в консерватории). Правильно настроенная гитара звучит превосходно. Она олицетворяет чистоту звука и передает настроение чистоты окружающим. Сегодня востребованы онлайн-программы и тонеры-прищепки.  

для чего нужен этот предмет

Декабрь 16th, 2014 Admin

Сейчас для настройки гитары практически всегда музыканты применяют тюнер. Это удобный девайс, который имеет различные модификации. С помощью него процесс настройки инструмента осуществляется очень легко. Но раньше настройку всех инструментов осуществляли с помощью камертона. Классическое исполнение этого устройства представляет собой подобие вилки.

Камертон

Его изобрел в 1711 году Джон Шур из Англии, который был трубачом самой королевы. Если чем-то ударить по камертону, то он начинает колебаться и издавать звук. Звук камертона присвоили звучанию ноты ля первой октавы. Её частота составляет 440 Гц. Это стало, так скажем, эталоном звучания, от которого можно определить звучание остальных нот.

Камертон стал незаменимым предметом для многочисленных людей, начиная от всех музыкантов и заканчивая профессиональными настройщиками инструментов.

Дирижеры хоров дают вокалистам настройку именно с помощью камертона (в наше время в хорах делают абсолютно также).

Звук классического камертона достаточно тихий. Поэтому для усиления его звучания используют резонатор. Это небольшой деревянный ящичек без одной стенки. На него устанавливают сам камертон. Благодаря специально подобранной длине ящичка звук от камертона усиливается.

Камертон с резонатором

Встречаются также камертоны для гитары в виде небольшого духового устройства.

Камертон для гитары

Принцип их работы следующий. Вы видите, что присутствуют шесть отверстий с указанием номера гитарной струны, а также соответствующей её ноты. Вы дуете в одно из отверстий и получаете точное звучание нужной ноты. Преимущество такого камертона перед классическим то, что он воспроизводит звуки нескольких нот. Удобен в использовании специально для гитар.

В современных условиях чаще всего удобнее и проще использовать программу камертон для настройки инструментов. В домашних условиях это очень удобно.

Советуем также прочитать:

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Что такое камертон? Описание эталона высоты и источника идеального звука :: SYL.ru

Музыкальный мир построен на гармонии и приятном звучании. Это значит, что все инструменты и голоса должны иметь одинаковый строй. Достичь этого оказалось непросто, нужен был определенный стандарт, на который настройщики и музыканты могли бы опираться. Посредством проб и ошибок мир все-таки узнал, что такое камертон.

Настройка не терпит отлагательств!

Именно такой позиции придерживался Джон Шур, маэстро трубы при дворе великой королевы Англии – Елизаветы. Он много слушал и запоминал, обладая абсолютным слухом. В 1711 году трубач изобрел странный предмет – металлическую вилку, от удара по которой чем-либо раздавался тонкий звук.

Как ни странно, этот звук был чистым и достаточно приятным. Было принято решение настраивать инструменты по нему, вплоть до органов и хоровых ансамблей в храмах. Высоту звука присвоили ноте ля первой октавы.

Как выглядит настоящий камертон?

Музыкальный девайс внешне сильно напоминает вилку для фруктов в высшем обществе. По аналогии со столовым прибором, он имеет два абсолютно равных зубца, соединенных точно в центре отходящей рукояткой.

Слыша вопрос о том, что такое камертон, зачастую англоговорящие настройщики так и говорят – tuner-fork, что буквально означает «вилка для настройки».

Интересный факт, что звук камертона сам по себе очень тихий, поэтому ему необходим резонатор. Чаще всего в его роли выступает деревянный ящичек, расположенный под прибором. Чтобы колебания резонировали и звучание нарастало, эта коробочка в длину изготавливается равной ¼ звуковой волны.

Немного теории о частотах

Если, что такое камертон, уже известно, то интересно узнать, что за эталон он символизирует и как определяется. Изначально высота составляла 420 Гц, но по мере совершенствования в изготовлении повышалась. В Венском и других театрах европейских столиц вокалисты негодовали – настройка была неточной. Итак, 1885 году в Австрии был определен стандарт музыкальной настройки, где частота колебания камертона для ноты ля первой октавы составляла 435 Гц.

В начале 20 века идеальный звук снова претерпел изменения, остановившись на отметке 440 герц. Главная причина тому – ансамблевая форма. Инструменты оркестра, от духовых до струнных, настраиваются на максимально удобной частоте, от 440 до 442 Гц. Выяснили, что разница в 2 герца не определима человеческим ухом, но разные инструменты могут требовать ее для полноты звука. Повышенный эталон придал звуку яркость и большую выразительность.

Температурный режим

Частота колебаний, как известно, зависит от температуры. Поэтому настройка камертона должна происходить при точно заданной температуре, и дальнейшая сверка звука с инструментом – при максимально к ней приближенной. Чем это обусловлено?

Французский мастер акустического оборудования Koenig выяснил, что с повышением температуры на 1 градус Цельсия число колебаний уменьшается на 1 к каждым 10000. Поэтому изготовители стараются настраивать камертоны на 20 градусов, что является стандартной комнатной температурой.

Достижение нужного звучания

При ударе по камертону можно сначала услышать более высокие тона, которые почти моментально угасают и оставляют только основной. Чтобы добиться максимальной точности и громкости, как уже было сказано, прикрепляется резонатор – деревянный ящик, а иногда другие конструкции цилиндрической или шарообразной формы из стекла или металла.

В резонаторах образуются стоячие волны, которые вызваны вибрациями воздуха от удара. Таким образом звук усиливается, но быстрее прекращается. Самым оптимальным является камертон из стали, так как ему нужно меньше резонанса, а звук получается чистым и без сильной амплитуды. При незначительных колебаниях температуры именно стальная «вилка» считается эталоном высоты звука.

Применение в физике и других науках

Широкое распространение камертоны получили среди исследователей акустики в общем. Они добиваются наиболее длительного звучания при помощи электромагнитного камертона, удерживая колебания на одинаковом уровне неограниченное количество времени (точнее, ограниченное исключительно поступлением тока).

Электрический ток пропускается через катушку магнита, исходя из гальванического элемента (источника тока). Так как любой заряженный предмет является магнитом, «рога» вилки притягиваются друг к другу. Перекрытие тока заставляют их вернуться на исходные позиции. Рукоятка в этом случае выступает прерывателем цепи. Изобретение устройства присвоено Меркадье.

На практике прибор используется в способе Шейблера и Лиссажу, чтобы определить точное число колебаний за промежуток времени. Также микроскоп Гельмгольца перенял принцип. Струнные вибрации с его помощью изучать намного эффективнее. Камертоны с резонаторами помогают образовать стоячие волны в различных приспособлениях, а также применяются в хронографах.

Секреты качественной настройки

Непосредственно перед выступлением на клавишном инструменте ни в коем случае нельзя перестраивать рояль на те самые 2 Гц для «яркости», с 440 на 442. Строй моментально начнет ползти, что уже станет заметно не только абсолютнику, но и рядовому слушателю.

Фортепиано конца 19 и начала 20 веков могут быть не адаптированы к принятым позже 440 Гц, поэтому настраиваются по Венскому стандарту – 435 Гц при желательной температуре 15 градусов Цельсия. Попытки настроить выше могут привести к растяжению и разрыву струн, а заменить на подобном инструменте их уже невозможно.

Современные модифицированные инструменты в оркестре, как правило, могут подчиняться единому стандарту. Поэтому экспериментировать с высотой не стоит. Все проверяется простыми электронными клавишными – всегда в 440 Гц, без малейшего отклонения. Удобно для сверки строя в больших ансамблях.

Несмотря на обилие современных гаджетов для настройки, вроде тюнеров, самым надежным и любимым остается нехитрый стальной девайс. Каждый настройщик знает, что такое камертон – эталонное звучание, принятое во всем мире и установленное вековыми исследованиями.

Камертон (эталон высоты) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Камерто́н (нем. Kammerton, англ. concert pitch) — эталон высоты звука, применяемый в практике музыкального исполнительства для соотнесения звука заданной частоты с избранным музыкальным звуком — как правило, со звуком a1 (ля первой октавы). В современной России музыканты-практики для обозначения эталона высоты используют слово «строй» в значении «тон настройки» (инструмента, голоса, хора).

Для фиксации и воспроизведения эталона начиная с XVIII в. используется небольшое устройство одноимённого названия (в России конца XVIII века оно называлось словом «стройник»[1]).

Единого абсолютного физического эталона для относительного музыкального звука не существует. Ныне для исполнения академической музыки в ряде стран (в том числе в России) принят стандарт a1 = 440 Гц. Использовавшиеся в прежние времена стандарты высоты отличаются от нынешнего вплоть до целого тона (вниз или вверх).

Эталоны высоты в XVII—XVIII вв.[править | править код]

Термин Kammerton (букв. камерный звук) возник от названия фиксированной по высоте настройки, применявшейся в камерной инструментальной музыке Германии в XVII—XVIII вв. Согласно М. Преториусу, камерный тон «применяется для увеселения публики в ходе застолья и пиршеств» («vor der Taffel und in Conviviis zur fröligkeit gebraucht»).

Для настройки хора и органа в то же время использовался другой эталон, который назывался «хоровым тоном» (Chorton) или «органным тоном» (Orgelton). В 1612 г. хоровой тон М. Преториус описывал как звук, лежащий целым тоном ниже камерного[2]. Около 1700 г. под влиянием французских деревянных духовых инструментов камерный тон (во Франции описывавшийся как фр. ton de chapelle) распространился в Германии и стал ниже хорового тона. Эту перемену описал (в книге 1752 г.) И. И. Кванц[3]. Ещё раньше (в словаре 1732 г.) на это же указал знаменитый немецкий лексикограф И. Г. Вальтер[4].

До начала XVIII в. измерения камертона были относительными (в выражениях типа «на полтона выше чем…», «на тон ниже чем…»). Благодаря исследованиям выдающегося физика Ж. Совёра высоту звука стали измерять точно. Таким образом, тон a1 в оркестре Парижской оперы в 1704 г. был измерен как 405,3 Гц. Первый прибор камертон (1711), разработанный в Англии, имел частоту звука a1=419 Гц[5].

Другие исторические стандарты высоты[править | править код]

В России с конца XVIII в. до 1885 г. применялся так называемый «петербургский камертон»: a1 = 436 Гц (впервые был измерен работавшим в Петербурге итальянским композитором и дирижёром Дж. Сарти). В 1885 г. на Международной конференции в Вене (т.наз. нем. Stimmtonkonferenz) в качестве эталона был признан «нормальный тон» (нем. Normalton), а именно a1 = 435 Гц.

Ныне для исполнения академической музыки, написанной с середины XIX в. по сей день, принят стандарт a1 = 440 Гц, который был установлен на лондонской конференции по стандартизации (ISA) в 1939 г. и в 1953 г. утверждён Международной организацией по стандартизации (ISO)[6]. Звук указанной частоты издают современные (акустические) камертоны, (электронные) тюнеры и прочие приборы, применяющиеся для настройки музыкальных инструментов.

Эталон высоты в аутентичном исполнительстве[править | править код]

В исполнениях старинной музыки современные аутентисты используют различные эталоны. Для барочной музыки в целом распространён стандарт a1 = 415 Гц (примерно на полтона ниже «обычного фортепианного» ля). Этот стандарт не опирается на какой-либо один или «самый истинный» старинный источник (теоретический трактат и т. п.), но принят музыкантами-исполнителями по негласному консенсусу. Кроме того, в музыке барокко, где заняты музыкальные инструменты, применяются[7]

  • для североитальянского барокко (Габриели, Монтеверди и т. п.) a1 = 460 Гц и выше[8]
  • для французского и южноитальянского барокко a1 = 392 Гц
  • для венской классики (Моцарт, Гайдн и т. п.) и раннего романтизма (ок. 1750—1850) a1 = 430 Гц
  • для исполнения немецкой хоровой и органной музыки XVII в. a1 = 415 Гц

Ещё более сложен вопрос об эталоне высоты в музыке Ренессанса. Видный британский музыковед Дейвид Вулстен, например, приводит весьма убедительные аргументы в пользу того, что в английской церковной полифонии XVI века ля звучало на полтора тона выше, чем современное ля (440 Гц)[9]. При этом хормейстеры, специализирующиеся на этом репертуаре, считают исполнение в такой транспозиции практически нереальным, как, например, П.Филлипс, который в интерпретациях своего коллектива «Tallis Scholars» придерживается более скромной транспозиции на целый тон вверх[10].

Таким образом, разброс эталонных высот для настройки инструментов и хора в интерпретациях аутентистов весьма значителен. Субъективно аутентистские интерпретации воспринимаются как «пониженные» или «повышенные» (вплоть до целого тона) по отношению к «привычной» высоте звука. Это обстоятельство (особенно если интервал сдвига не соответствует точно равномерно темперированному — «фортепианному» — полутону) причиняет физиологическое неудобство обладателям абсолютного слуха.

  1. ↑ Сарти // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. — Кн. 3. — СПб., 1999. — С. 91.
  2. ↑ Syntagma musicum II, S. 14 ff.
  3. ↑ Nachdem aber die Französen nach ihrem angenehmen tiefern Tone, die deutsche Querpfeife in die Flöte transversie <…> gewandelt hatten, hat man in Deutschland auch angefangen, den hohen Chorton mit dem Kammertone zu verwechseln.
  4. ↑ Musicalisches Lexicon. Leipzig, 1732, S. 130 ff.
  5. ↑ Камертон // БРЭ. — Т. 12. — 2008. — С. 623.
  6. ↑ Стандарт был подтверждён этой организацией в 1975 г. под номером ISO 16:1975
  7. ↑ Справка дана по журналу Muse Baroque (февраль 2010).
  8. ↑ В аудиозаписи (тематической подборке) итальянской инструментальной музыки XVII в. под названием Il viaggio musicale (2000) барочным оркестром Il Giardino Armonico установлен эталон a1 = 466 Гц, который руководитель ансамбля Дж. Антонини описывает как «типичный для Северной Италии» (CD Teldec 8573-82536-2, буклет, с.9).
  9. Wulstan D. Tudor music. London: Dent, 1985, pp. 192-249 (глава 8). Критику см. в статье: Bowers R. To chorus from quartet // English choral practice, 1400-1650. Cambridge, 1995, p. 43 ff.
  10. Phillips P. Beyond authenticity // Companion to medieval and Renaissance music, ed. T. Knighton and D. Fallows. London, 1992, p.46.
  • Kreitner K. Renaissance pitch // Companion to medieval and Renaissance music, ed. T. Knighton and D. Fallows. London, 1992, p.275-283.
  • Gebhard, Hans. Praktische Anleitung zur Aufführung der Vokalmusik des 16. bis 18. Jahrhunderts. — Frankfurt am Main: Peters, 1998. — ISBN 3-87626-170-8.
  • Haynes, Bruce. A History of Performing Pitch: The Story of A. Lanham (Maryland). — Oxford: Scarecrow Press, 2002.
  • Высота // Музыкальный словарь Гроува. — М., 2007. — C. 210.
  • Myers H. Pitch and transposition // A performer’s guide to Renaissance music, ed. by J. T. Kite-Powell. 2nd ed. — Bloomington: Indiana University Press, 2007. — P. 290—299.
  • Камертон // Большая российская энциклопедия. — Т.12. — 2008. — С. 623.

это.. Звук камертона. Камертон для настройки музыкальных инструментов

Музыкальное сопровождение окружает нас повсюду. Камертон для настройки гитары — предмет, который настраивает в правильной тональности инструмент. Он соответствует стандарту ноте «ля», частота которой 440 герц. Благодаря ему музыканты настраивают инструменты, которые звучат в унисон в ансамбле с микрофоном.

Что такое камертон и для чего он нужен?

В далеком 1711 году был создан этот удивительный предмет. Он похож на вилку с зубцами, идущими параллельно. Ударив по камертону, тот начинает вибрировать, создавая звук. У струнных инструментов при смене окружающей среды натяжение струн изменяется. Скрипачи постоянно подтягивают струны. Это незаменимый помощник. Он всегда придет на помощь.

Виды

По предназначению бывает несколько видов камертонов:

  1. Электронный. Получил второе, привычное название — тонер. Это маленький электрический с экраном прибор. На экране показывается звучащая нота. Камертон электронный для настройки гитары прост в обращении. В пределах взятого диапазона воспроизводит тональность.
  2. Механические. Этот вид появился в далеком 18-м веке. Единственной целью приспособления являлась настройка оркестрового музыкального инструмента. Камертоны в те времена были из металла в форме вилки. Музыканты на концертах с его помощью быстро настраивали инструменты. Нынешний механический ничем не отличается от старшего собрата.
  3. Акустический. Данные модификации помогают в настройке духовых инструментов. Представляют собой маленькие приспособления. Они задают тон в диапазоне первой октавы.
  4. Духовой. Это приспособление напоминает свисток. Струны музыкального инструмента настраиваются по звуку. Звук нот образуется тогда, когда в него дует настройщик. Положительной стороной приспособления является то, что извлекаемые ноты соответствуют шести струнам, которые так необходимы для звучания. Предмет оснащен тремя или шестью отверстиями. Именно они создают звуки, которые позволяют настроить семиструнный, шестиструнный инструмент.

Духовой является помощником, благодаря приемлемой цене и небольшим размерам. Данное приспособление развивает слух.

Внимание! Чтобы использовать последний вариант устройства, необходимо обладать исключительным слухом.

Его не сравнить с электронным тюнером.

Программы

Сегодня можно пользоваться электронными приспособлениями. Программы позволяют узнать настройку, бас и настроить их до нужного тона. Так электрогитара подключается и благодаря устройству на экране прибора отображается отклонение на дисплее. Прибор сигнализирует как стрелками, так и лампочками, указанными на приборе. При точной настройке стрелка прибора займет положение посередине экрана, и светодиод будет светиться зеленым цветом.

Настройка акустической гитары также возможна благодаря такому приспособлению.

Электронный прибор размещается рядом с гитарой. Извлекая звук из гитары, прибор оценивает звук и дает свою оценку, которая отображается на дисплее прибора.

Тонер-прищепка — уникальное приспособление. Оно крепится на голову грифа. При звучании струны прибор показывает состояние настройки. Экран приспособления также будет подсвечиваться разными цветами, согласно текущему состоянию настройки. Зеленый цвет дисплея сигнализирует о правильной настройке.

Положительная сторона — удобство в использовании, габариты и маленький вес. Для настройки гитар интернет-ресурсы предлагают множество онлайн тонеров, которые блестяще справляются со своими функциями. Они отвечают требованиям пользователей.

Их необходимо только установить на компьютер и научиться пользоваться.

Как настроить при помощи устройства?

Одним из самых востребованных музыкальных инструментов на протяжении многих лет является классическая гитара. Этот инструмент доступен всем желающим. Но его приходится часто настраивать из-за перепадов температуры, смены струн.

Сегодня можно использовать камертон настроить гитару. Если под рукой есть такой предмет, то существенно экономится время. В нем каждый звук соответствует определенной струне.

Если под рукой есть только обычный камертон, то настройка немного затянется по времени. Необходимо полагаться на свой слух. Чтобы начать, необходимо на пятом ладу зажать струну первую. Это нажатие соответствует ноте «ля» первой октавы. Такую же ноту издает камертон. Настройка первой струны подкручивается колком до тех пор, пока гитарный звук не будет равен звуку камертона.

Как только первая струна соответствует звуку камертона, таким же образом берется вторая струна. Она должна быть созвучна с первой струной.

Внимание! Все оставшиеся струны также настраиваются. Стоит отметить, что все струны зажимаются на пятом ладу, только лишь третья струна зажимается на третьем.

Если у музыканта нет специального приспособления, то он может использовать гудок телефона. Он также является нотой ля.

Как правильно выбрать устройство?

Этот вопрос довольно интересен и неоднозначен. Чтобы выбрать камертон, необходимо учитывать важную деталь — где вы планируете пользоваться приспособлением (в походных условиях или в консерватории). Правильно настроенная гитара звучит превосходно. Она олицетворяет чистоту звука и передает настроение чистоты окружающим. Сегодня востребованы онлайн-программы и тонеры-прищепки.

Звуки струн. Воспользуйтесь ими, если нет Flash-плеера. Если есть, листайте ниже.

1 струна (самая тонкая) — E (нота «Ми») 2 струна — B (нота «Си») 3 струна — G (нота «Соль») 4 струна — D (нота «Ре») 5 струна — A (нота «Ля») 6 струна (самая толстая) — E (нота «Ми»)

Онлайн тюнер поможет вам настроить гитару.

Первый тюнер помогает настроить гитару наиболее точно. Нужно, чтобы был подключен микрофон или гитара была подключена к линейному входу. Порядок работы с тюнером довольно прост: извлеките ноту, и если курсор слева от названия ноты, то струна настроена ниже. Если курсор справа от названия ноты, то струна настроена выше, чем нужно. Ну а если цвет названия ноты стал зелёным, то струна настроена правильно. Для использования нужно разрешить доступ к микрофону. Если не работает, то нужно установить Adobe Flash.

Порядок струн второго и третьего тюнера:

https://uchim.org/onlajn-tyuner-kamerton — uchim.org

  • e — 6-я струна
  • a — 5-я струна
  • d — 4-я струна
  • g — 3-я струна
  • b — 2-я струна
  • e — 1-я струна

Тюнербором строя

Если чего-то не хватает, ните в комментариях. Чтобы не искать эту страницу еще раз, рекомендуем добавить ее в закладки, т.к. скорее всего, она вам еще понадобится.

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Звук камертона помогает настраивать музыкальные инструменты, что позволяет правильно на них играть. Можно, конечно, положиться на собственный слух, но надежнее будет перепроверить.

О музыкальных инструментах

Потребность в творчестве появилась у людей очень давно. Так начали появляться и первые музыкальные инструменты. Разумеется, поначалу они были крайне примитивными, но со временем усложнялись. И в какой-то момент оказалось, что для удобства их нужно привести к некоему стандарту, особенно если они имеют разную конструкцию. Так появилась потребность в универсальной точке отсчета. Зная одну ноту, можно выстроить и остальные, но откуда же ее взять? В поисках решения этой проблемы и был изобретен прибор, который иногда тоже относят к музыкальным инструментам. Без него нельзя обойтись, если нужна настройка пианино или рояля, так что замену найти нелегко.

Что такое камертон?

Те, у кого есть дома пианино, иногда вызывают настройщика, чтобы убедиться, что инструмент не фальшивит. И тогда можно увидеть в руках мастера странную изогнутую палочку. На самом деле это приспособление может выглядеть по-разному, но его назначение всегда одно и то же. Камертон — это прибор, издающий ноту «ля» первой октавы. Ориентируясь на этот звук, можно выстроить и все остальные ноты.

У каждого музыкального инструмента есть свои особенности и принцип работы. Есть и факторы, нарушающие правильное функционирование — для медных духовых и струнных это может быть неаккуратное перемещение, резкие перепады температуры и т. д. Поэтому камертон — это незаменимая для каждого музыканта вещь, которая позволяет быстро привести все в порядок. Неудивительно, что он был изобретен, ведь в нем так сильно нуждались. Это дало толчок к развитию идей исполнения одних и тех же произведений большим количеством самых разных музыкальных инструментов, ведь теперь несложно было гармонизировать их звучание.

Кстати, «камертон» — это немецкое слово, хоть оно означает и не совсем то. Оно переводится как «комнатный звук», а музыкальный инструмент, о котором идет речь, в Германии называют Stimmgabel.

История появления и развития

Впервые камертон был изобретен английским придворным музыкантом Джоном Шором. Он был трубачом и, очевидно, хорошо понимал законы физики, в частности акустику. Частота колебаний пластины для ноты «ля» в тот момент составляла 119,9 Герц. Так появился камертон. Фото старых экземпляров очень интересны, потому что сегодня нечасто встретишь такое приспособление в жизни. Он выглядел как двузубая металлическая вилка, которой нужно было ударять обо что-то, чтобы она начала издавать звук.

Со временем облик камертона менялся, появились разновидности с деревянной коробочкой, выполняющей функцию резонатора. Кроме того, постепенно росла частота колебаний прибора. Сегодня для ноты «ля» первой октавы она составляет 440 Герц.

Современные разновидности

Сегодня музыканты могут выбрать из огромного количества камертонов. Они могут быть выполнены в виде металлической вилки, дудочки или свистка. Еще они могут издавать звуки разной высоты, наиболее популярными являются «ля», «ми» и «до». Иногда это даже несколько тонов за раз — такие приборы часто используют гитаристы и скрипачи, поскольку классический строй для каждого из этих инструментов един.

Помимо этого, в последние годы появилось большое количество электронных камертонов, которые называют тюнерами, и приложений и сайтов на эту тему. Так что современному музыканту сложно не суметь настроить свой музыкальный инструмент — всегда будет возможность оттолкнуться от основного тона. Кстати, камертон — это серьезное подспорье для хора, особенно если пение происходит без музыки — «а капелла». Певцы в данном случае ориентируются на звук стандартного тона, но не забывают и о сочетаемости своих голосов.

Для каждой конкретной цели есть свой камертон. Для гитары он может содержать все шесть нот для открытых струн, для скрипки и виолончели — четыре и т. д. Это значительно облегчает процесс настройки. Но как бы он ни выглядел и для чего бы ни был предназначен — в любом случае камертон работает в соответствии с законами физики.

Принцип работы

Вероятно, большинство из школьного курса физики помнит о том, что звуки вызываются колебаниями. И данный случай, разумеется, не исключение. Камертон для гитары, пианино или любого другого инструмента работает по одному принципу — какое-то действие приводит в движение пластину. Она в свою очередь колеблется и издает тон той или иной высоты. Прибор создает гармонические волны, и это значит, что получаемый звук камертона оказывается очень чистым. Кроме того, на него не влияет температура окружающей среды.

Кстати, большая часть камертонов довольно компактны, и этому тоже есть физическая причина. Дело в том, что, чем он больше, тем более низкий звук он издает, даже если остальные параметры одинаковы.

Особые виды

Есть еще одна разновидность камертонов, которую важно не путать с остальными, поскольку они используются в совершенно других случаях. Речь идет про камертон медицинский, который нужен врачам-отоларингологам, ортопедам и неврологам, чтобы изучить особенности проводимости звуков по костям пациента.

Этот прибор также служит для определения реакции на вибрацию. С его помощью можно выявить такие заболевания, как паллистезия или полинейропатия, возникающая, например, при сахарном диабете. Этот прибор назван камертоном не только за похожую наружность, но и, разумеется, за аналогичный принцип работы.

В переносном смысле это слово также употребляется, например, психологами. Они иногда предлагают своим пациентам найти «внутренний камертон», то есть стержень, опору, основу личности.

Об интересном

В симфонических оркестрах, где количество самых разных музыкальных инструментов просто огромно, камертон — это не такой уж и частый гость. Обычно настройка происходит в соответствии с гобоем — на его звук не влияет почти ничто. Однако если в выступлении используется рояль, то сначала его настраивают в соответствии с камертоном, а уже по нему регулируются остальные инструменты. Даже если произойдет какая-то ошибка, весь оркестр будет звучать гармонично, и, возможно, зрители даже не заметят недочета.

Настройка гитары

Этот музыкальный инструмент остается крайне распространенным среди тех, кто не занимается исполнительской деятельностью профессионально. Разумеется, это классическая шестиструнная гитара. Когда она новая или на ней недавно были заменены струны, настраивать ее приходится частенько. Да и позднее, после неаккуратного перемещения и в результате перепадов температуры, может понадобиться коррекция ее звучания.

Если под рукой есть специальный камертон для гитары, задача серьезно упрощается, ведь каждая издаваемая нота соответствует отдельной струне. Но если в распоряжении имеется лишь классическая разновидность, придется немного потрудиться и напрячь свой слух. Звук, издаваемый камертоном, должен соответствовать тону первой струны, зажатой на пятом ладу. Когда это будет достигнуто, можно продолжить. Для этого каждая последующая струна зажимается на пятом ладу настраивается в унисон с предыдущей. Это несложно, но требует определенной практики. Исключение составляет лишь третья, для которой используется третий лад.

Кстати, если в распоряжении гитариста нет камертона, то можно послушать обычные телефонные гудки, они тоже соответствуют ноте «ля». Самостоятельно можно также регулировать струны скрипки, виолончели и подобных им инструментов. Ну а настройка пианино или рояля настолько сложна, что лучше доверить это дело профессионалам.

<cennbsp

&nbsp

/td> Настройка гитары
&nbsp &nbsp &nbsp Автор:Кирилл Поспелов&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 25 августа 2018 г.

Приветствую уважаемых читателей сайта «Guitar.ru». С вами Кирилл Поспелов, преподаватель игры на гитаре в Санкт-Петербурге. Эта статья посвящена настройке гитары. В ней мы разберём всё от «а» до «я». Материал будет полезен, в основном, начинающим гитаристам, хотя и профессионал запросто может найти что-то полезное для себя.

1. Настройка гитары по камертону 1.1. Металлический камертон 1.2. Духовой камертон 1.3. Электронный камертон 1.4. Другие варианты камертона 2. Настройка гитары по фортепиано 3. Настройка гитары по тюнеру 4. Заключение

1. Настройка гитары по камертону

Камертон – это приспособление, воспроизводящее эталонную ноту, от которой отстраиваются все остальные звуки на инструменте. Существуют следующие распространённые разновидности камертона: металлический, духовой и электронный.

1.1. Металлический камертон

Металлический камертон пришёл к нам из глубины веков. Он надёжен, точен, долговечен, ну и просто красиво выглядит.

Большинство таких камертонов дают ноту «Ля» первой октавы, что соответствует звучанию 1-й струны (струны считаются снизу вверх, первая струна – самая тонкая), прижатой на 5-м ладу. Камертон используется в двух режимах: тихий и громкий. Тихий режим – это когда вы подносите колеблющийся камертон к уху. А громкий – когда прикасаетесь им, скажем, к фортепиано или к деке гитары. При этом громкость звука заметно возрастает.

Итак, приступаем к настойке гитары.

  1. Возьмите камертон с той стороны, где у него один кончик, и стукнете по нему.
  2. Послушайте ноту.
  3. Нужно настроить первую струну так, чтобы, будучи прижатой на 5-м ладу, она давала такой же звук, какой даёт камертон – ноту «ля». Вращайте колок осмотрительно, чтобы не перетянуть и не порвать струну.
  4. Настроили? Теперь послушаем открытую (не прижатую) 1-ю струну. Это нота «ми». Нам нужно, чтобы 2-я струна, прижатая на 5-м ладу, зазвучала так же – в ноту «ми». Настройте её. Обратите внимание на то, что нота «ми» на 1-й и 2-й струнах не звучит абсолютно одинаково – имеет место быть разница в тембре (окраске звука).
  5. Теперь по аналогии. Настройте 3-ю струну так, чтобы на 4-м ладу она звучала как открытая 2-я. Это нота «Си».
  6. 4-я струна на 5-м ладу – как 3-я открытая (нота «соль»).
  7. 5-я струна на 5-м ладу – как 4-я открытая (нота «ре»).
  8. 6-я струна на 5-м ладу – как 5-я открытая (нота «ля»).

Данный способ настройки гитары простой, но не очень точный. Дело в том, что постепенно, от струны к струне, накапливается небольшая погрешность. Да и сами инструменты, даже очень дорогие, имеют не идеальный строй. Если вы хотите настроить точнее, то требуется проверка по интервалам и аккордам. Простейший способ такой проверки – это сыграть аккорд «G» двумя способами: с баррэ и без него. Звучание должно быть одинаковым в гармоническом смысле. Подробнее об этом можно прочесть в статье «Профессиональная настройка гитары».

1.2 Духовой камертон

В отличие от металлического, духовой камертон даёт 6 звуков открытых струн. Это удобно, но есть существенные недостатки. Такие камертоны недолговечны и постепенно теряют точность ввиду окисления язычков.

  1. Дуньте в отверстие, соответствующее какой-либо струне;
  2. Настройте эту струну.

1.3 Электронный камертон

Может давать множество различных звуков, набор которых отличается в зависимости от модели. На фото представлен прибор фирмы Korg, удачно совмещающий камертон и метроном в одном корпусе.

На большинстве таких камертонов можно калибровать высоту эталонной ноты «ля» первой октавы, относительно которой прибор отстраивает остальные звуки. Это бывает полезно, если играешь, скажем, с фортепиано, настроенном в 442 Гц (напомню, что эталонной считается частота 440 Гц). Вот как настраивается гитара:

Струна Название ноты и октавы Обозначение на дисплее (в зависимости от модели прибора)
Прибор обозначает октавы по системе Гельмгольца Прибор обозначает октавы в научной нотации Прибор обозначает ноту и номер гитарной струны
1 «Ми» первой октавы e1 E4 E1
2 «Си» малой октавы b (возможно «h»*) B3 (возможно «h4»*) B2 (возможно «h3»*)
3 «Соль» малой октавы g G3 G3
4 «Ре» малой октавы d D3 D4
5 «Ля» большой октавы A (большая буква «A») A2 A5
6 «Ми» большой октавы E (большая буква «E») E2 E6

* – существует путаница, связанная с обозначением ноты «си». Часть музыкального мира обозначает её буквой «B», а часть – «H». Причём, в случае с «H» нота си-бемоль обозначается как «B». Вероятнее всего, ваш камертон будет использовать первый вариант обозначения, где «си» – это «B».

Учитывайте этот момент не только при настройке гитары, но и при чтении буквенно-цифровых обозначений аккордов.

1.4. Другие варианты камертона

2. Настройка по фортепиано

Здесь всё просто. Фортепиано – это тот же камертон, просто нужно знать, на какую клавишу нажимать. На схеме показано, какая клавиша какой открытой струне соответствует.

3. Настройка гитары по тюнеру

Тюнер – это прибор, реагирующий на звучание вашего инструмента и помогающий вам его настроить. На дисплей выводится различная полезная информация, например:

  • Название ноты и октава;
  • Название струны;
  • Частота колебаний ноты;
  • Рекомендации по натяжке или ослаблению струны;
  • Частота эталонной ноты «Ля» первой октавы.

Самые важные характеристики для тюнера – скорость отклика индикатора на сыгранный звук и величина шага индикатора (чем меньше шаг, тем точнее можно настроить гитару). Тюнеры бывают различными в плане конструкции и назначения. В следующей таблице рассмотрены основные разновидности:

  1. Тюнер-прищепка, прикрепляемый к грифу
  2. Педаль для подключения в цепь эффектов
  3. Небольшой прямоугольный приборчик на батарейках АА или ААА
  4. Телефон с установленным мобильным приложением
Тип тюнера Назначение Плюсы Минусы
Тюнер-прищепка, прикрепляемый к грифу Акустические концерты Эстетичен, лёгок, прикрепил и забыл Имеет подвижные части, которые со временем выходят из строя
Педаль для подключения в цепь эффектов Электрические концерты с высоким уровнем громкости Реагирует только на полезный сигнал гитары, шум в зале ему не мешает Громоздок, работает только через подключение посредством шнура
Небольшой прямоугольный приборчик на батарейках АА или ААА Домашние занятия Такие тюнеры часто обладают встроенным метрономом, что удобно для домашних тренировок Не удобен для использования на концертах
Тюнер-мобильное приложение Домашние занятия Бесплатный Не удобен для использования на концертах, может зазвонить

Теперь рассмотрим, как настроить гитару на примере двух тюнеров – мобильных приложений. Первый из них – популярнейший GuitarTuna. Этот тюнер создан специально для гитаристов, на что указывает его интерфейс в «гитарном» стиле.

Приложение способно автоматически определять, какую струну вы играете, если включён режим «auto». По умолчанию он включён, но всё же проверьте.

  1. Сыграйте первую струну.
  2. Посмотрите на дисплей. Убедитесь в том, что тюнер распознал именно первую струну (подсвечен колок первой струны). Также вы увидите стрелочку индикатора, скользящую в верхней части экрана и зелёную линию, тянущуюся от него. Если стрелочка и линия находятся левее центральной линии, то струну нужно чуть натянуть. Если справа – ослабить. Нужно добиться, чтобы зелёная линия закрывала собой центральную*. Разобраться, в какую сторону крутить колок, можно экспериментальным путём.
  3. Настройте первую струну и проделайте всё то же самое со 2-й, 3-й и т.д.

* – Струна не звучит математически ровно, поэтому стрелочка немного болтается вправо-влево и полностью закрыть среднюю полоску может не получиться. Просто стремитесь к тому, чтобы максимально её закрыть. Особенно капризны в этом отношении 5-я и 6-я струны. При их настройке нужно дожидаться момента, когда зелёная полоска станет более или менее стабильной. Возможно, придётся подождать секунду или две. Сперва вы увидите кривую, как бы рисующую гору через весь экран, но затем индикатор найдёт условно стабильное положение («условно стабильное» оно потому, что стрелка всё равно болтается туда-сюда, но уже по небольшой амплитуде). На это условно стабильное положение и ориентируйтесь.

Наиболее частые ошибки у начинающих гитаристов при настройке гитары:

  • Вращает не тот колок
  • Играет не ту струну
  • Настраивает в слишком шумном месте
  • Отключил режим «auto» и забыл про это
  • Играет ноту, тут же глушит её, и уже потом вращает колок (колок нужно вращать при звучащей ноте, в реальном времени наблюдая за поведением стрелочки индикатора).

В режиме «auto» тюнер определяет струну по высоте звука. То есть он слышит, что сейчас звучит что-то близкое по частоте к первой струне и определяет, что это первая струна. Если гитара очень сильно расстроена, то такой способ не срабатывает. Тогда нужно задавать струну вручную.

  1. Отключите режим «auto»;
  2. Нажмите на изображение колка нужной струны, убедитесь, что колок стал выделен;
  3. Настройте струну;
  4. Нажмите на изображение колка другой струны и настройте её. По аналогии настройте остальные струны.

Важно не забывать переключать струну нажатием на изображение колка. Иначе есть риск перетянуть и порвать струну.

Теперь испытаем другой тюнер. Он называется «DaTuner». Он является представителем иной концепции тюнеров. На дисплее нет узкоспециализированной гитарной информации, вроде «какой колок крутить и какую струну сейчас настраиваем». Зато есть название ноты, октавы и частота звука в герцах.

И теперь, используя таблицу, настраиваем каждую струну.

Струна Нота/октава/strong> Частота (Гц)
1 E4 («ми» первой октавы) 329,63
2 B3 («си» малой октавы) 246,94
3 G3 («соль» малой октавы) 196
4 D3 («ре» малой октавы) 146,83
5 A2 («ля» большой октавы) 110
6 E2 («ми» большой октавы) 82,407

4. Заключение

Тюнер заметно облегчает настройку гитары. Фактически, он настраивает инструмент за вас. Кто-то может сказать, что пользоваться им вредно, ведь при этом не развивается собственный музыкальный слух. Но я возражу. Как раз наоборот: слух развивается, поскольку у гитариста появляется эталон правильного звучания инструмента и со временем он привыкает к тому, как должно быть, и у него появляется способность точно настраивать гитару по слуху. Если же он начнёт с камертона, то не факт, что его настройка будет точна. Почему-то некоторые люди считают, что настраивать по слуху легко, но я лично не раз наблюдал, как с этой задачей не могут справиться даже музыканты, в чьём музыкальном слухе сомневаться не приходится.

Когда вы освоите способы настройки, представленные в этой статье, самое время будет углубить своё понимание, ознакомившись с моей статьёй «Профессиональная настройка гитары». Дело в том, что хотя тюнер и даёт возможность точно настроить открытые струны, но это не означает, что ваша гитара будет идеально держать строй, скажем, в созвучиях из трёх звуков. Для концертных выступлений точности тюнера более чем достаточно, но в студии требуется большая точность. Особенно это важно для электрогитары с искажениями, где малейшая неточность настройки приводит к «биениям» и «нестрою» на квинтах.

С вами был Кирилл Поспелов. Если есть какие-то вопросы по статье – пишите мне в ВК. Всем удачи, до новых встреч!

Музыкальный мир построен на гармонии и приятном звучании. Это значит, что все инструменты и голоса должны иметь одинаковый строй. Достичь этого оказалось непросто, нужен был определенный стандарт, на который настройщики и музыканты могли бы опираться. Посредством проб и ошибок мир все-таки узнал, что такое камертон.

Настройка не терпит отлагательств!

Именно такой позиции придерживался Джон Шур, маэстро трубы при дворе великой королевы Англии – Елизаветы. Он много слушал и запоминал, обладая абсолютным слухом. В 1711 году трубач изобрел странный предмет – металлическую вилку, от удара по которой чем-либо раздавался тонкий звук.

Как ни странно, этот звук был чистым и достаточно приятным. Было принято решение настраивать инструменты по нему, вплоть до органов и хоровых ансамблей в храмах. Высоту звука присвоили ноте ля первой октавы.

Как выглядит настоящий камертон?

Музыкальный девайс внешне сильно напоминает вилку для фруктов в высшем обществе. По аналогии со столовым прибором, он имеет два абсолютно равных зубца, соединенных точно в центре отходящей рукояткой.

Слыша вопрос о том, что такое камертон, зачастую англоговорящие настройщики так и говорят – tuner-fork, что буквально означает «вилка для настройки».

Интересный факт, что звук камертона сам по себе очень тихий, поэтому ему необходим резонатор. Чаще всего в его роли выступает деревянный ящичек, расположенный под прибором. Чтобы колебания резонировали и звучание нарастало, эта коробочка в длину изготавливается равной ¼ звуковой волны.

Немного теории о частотах

Если, что такое камертон, уже известно, то интересно узнать, что за эталон он символизирует и как определяется. Изначально высота составляла 420 Гц, но по мере совершенствования в изготовлении повышалась. В Венском и других театрах европейских столиц вокалисты негодовали – настройка была неточной. Итак, 1885 году в Австрии был определен стандарт музыкальной настройки, где частота колебания камертона для ноты ля первой октавы составляла 435 Гц.

В начале 20 века идеальный звук снова претерпел изменения, остановившись на отметке 440 герц. Главная причина тому – ансамблевая форма. Инструменты оркестра, от духовых до струнных, настраиваются на максимально удобной частоте, от 440 до 442 Гц. Выяснили, что разница в 2 герца не определима человеческим ухом, но разные инструменты могут требовать ее для полноты звука. Повышенный эталон придал звуку яркость и большую выразительность.

Температурный режим

Частота колебаний, как известно, зависит от температуры. Поэтому настройка камертона должна происходить при точно заданной температуре, и дальнейшая сверка звука с инструментом – при максимально к ней приближенной. Чем это обусловлено?

Французский мастер акустического оборудования Koenig выяснил, что с повышением температуры на 1 градус Цельсия число колебаний уменьшается на 1 к каждым 10000. Поэтому изготовители стараются настраивать камертоны на 20 градусов, что является стандартной комнатной температурой.

Достижение нужного звучания

При ударе по камертону можно сначала услышать более высокие тона, которые почти моментально угасают и оставляют только основной. Чтобы добиться максимальной точности и громкости, как уже было сказано, прикрепляется резонатор – деревянный ящик, а иногда другие конструкции цилиндрической или шарообразной формы из стекла или металла.

В резонаторах образуются стоячие волны, которые вызваны вибрациями воздуха от удара. Таким образом звук усиливается, но быстрее прекращается. Самым оптимальным является камертон из стали, так как ему нужно меньше резонанса, а звук получается чистым и без сильной амплитуды. При незначительных колебаниях температуры именно стальная «вилка» считается эталоном высоты звука.

Применение в физике и других науках

Широкое распространение камертоны получили среди исследователей акустики в общем. Они добиваются наиболее длительного звучания при помощи электромагнитного камертона, удерживая колебания на одинаковом уровне неограниченное количество времени (точнее, ограниченное исключительно поступлением тока).

Электрический ток пропускается через катушку магнита, исходя из гальванического элемента (источника тока). Так как любой заряженный предмет является магнитом, «рога» вилки притягиваются друг к другу. Перекрытие тока заставляют их вернуться на исходные позиции. Рукоятка в этом случае выступает прерывателем цепи. Изобретение устройства присвоено Меркадье.

На практике прибор используется в способе Шейблера и Лиссажу, чтобы определить точное число колебаний за промежуток времени. Также микроскоп Гельмгольца перенял принцип. Струнные вибрации с его помощью изучать намного эффективнее. Камертоны с резонаторами помогают образовать стоячие волны в различных приспособлениях, а также применяются в хронографах.

Секреты качественной настройки

Непосредственно перед выступлением на клавишном инструменте ни в коем случае нельзя перестраивать рояль на те самые 2 Гц для «яркости», с 440 на 442. Строй моментально начнет ползти, что уже станет заметно не только абсолютнику, но и рядовому слушателю.

Фортепиано конца 19 и начала 20 веков могут быть не адаптированы к принятым позже 440 Гц, поэтому настраиваются по Венскому стандарту – 435 Гц при желательной температуре 15 градусов Цельсия. Попытки настроить выше могут привести к растяжению и разрыву струн, а заменить на подобном инструменте их уже невозможно.

Современные модифицированные инструменты в оркестре, как правило, могут подчиняться единому стандарту. Поэтому экспериментировать с высотой не стоит. Все проверяется простыми электронными клавишными – всегда в 440 Гц, без малейшего отклонения. Удобно для сверки строя в больших ансамблях.

Несмотря на обилие современных гаджетов для настройки, вроде тюнеров, самым надежным и любимым остается нехитрый стальной девайс. Каждый настройщик знает, что такое камертон – эталонное звучание, принятое во всем мире и установленное вековыми исследованиями.

Похожие статьи

Используемые источники:
  • https://proguitaru.ru/nastrojka-gitary/kamerton-dlya-nastroyki-gitary/
  • https://uchim.org/onlajn-tyuner-kamerton
  • https://fb.ru/article/160082/kamerton—eto-zvuk-kamertona-kamerton-dlya-nastroyki-muzyikalnyih-instrumentov
  • http://guitar.ru/lessons/our-lessons/our-lessons_1207.html
  • https://www.syl.ru/article/364274/chto-takoe-kamerton-opisanie-etalona-vyisotyi-i-istochnika-idealnogo-zvuka
Предыдущая статьяКАМЕРА ОНЛАЙН С ЭФФЕКТАМИ: Спецэффекты для вебкамеры — Непростой выбор из 4 сервисов и 100 эффектовСледующая статьяЧто такое капитализация затрат: объяснение человеческим языком на простом примере

это.. Звук камертона. Камертон для настройки музыкальных инструментов

Звук камертона помогает настраивать музыкальные инструменты, что позволяет правильно на них играть. Можно, конечно, положиться на собственный слух, но надежнее будет перепроверить.

О музыкальных инструментах

Потребность в творчестве появилась у людей очень давно. Так начали появляться и первые музыкальные инструменты. Разумеется, поначалу они были крайне примитивными, но со временем усложнялись. И в какой-то момент оказалось, что для удобства их нужно привести к некоему стандарту, особенно если они имеют разную конструкцию. Так появилась потребность в универсальной точке отсчета. Зная одну ноту, можно выстроить и остальные, но откуда же ее взять? В поисках решения этой проблемы и был изобретен прибор, который иногда тоже относят к музыкальным инструментам. Без него нельзя обойтись, если нужна настройка пианино или рояля, так что замену найти нелегко.

Что такое камертон?

Те, у кого есть дома пианино, иногда вызывают настройщика, чтобы убедиться, что инструмент не фальшивит. И тогда можно увидеть в руках мастера странную изогнутую палочку. На самом деле это приспособление может выглядеть по-разному, но его назначение всегда одно и то же. Камертон - это прибор, издающий ноту "ля" первой октавы. Ориентируясь на этот звук, можно выстроить и все остальные ноты.

У каждого музыкального инструмента есть свои особенности и принцип работы. Есть и факторы, нарушающие правильное функционирование - для медных духовых и струнных это может быть неаккуратное перемещение, резкие перепады температуры и т. д. Поэтому камертон - это незаменимая для каждого музыканта вещь, которая позволяет быстро привести все в порядок. Неудивительно, что он был изобретен, ведь в нем так сильно нуждались. Это дало толчок к развитию идей исполнения одних и тех же произведений большим количеством самых разных музыкальных инструментов, ведь теперь несложно было гармонизировать их звучание.

Кстати, "камертон" - это немецкое слово, хоть оно означает и не совсем то. Оно переводится как "комнатный звук", а музыкальный инструмент, о котором идет речь, в Германии называют Stimmgabel.

История появления и развития

Впервые камертон был изобретен английским придворным музыкантом Джоном Шором. Он был трубачом и, очевидно, хорошо понимал законы физики, в частности акустику. Частота колебаний пластины для ноты "ля" в тот момент составляла 119,9 Герц. Так появился камертон. Фото старых экземпляров очень интересны, потому что сегодня нечасто встретишь такое приспособление в жизни. Он выглядел как двузубая металлическая вилка, которой нужно было ударять обо что-то, чтобы она начала издавать звук.

Со временем облик камертона менялся, появились разновидности с деревянной коробочкой, выполняющей функцию резонатора. Кроме того, постепенно росла частота колебаний прибора. Сегодня для ноты "ля" первой октавы она составляет 440 Герц.

Современные разновидности

Сегодня музыканты могут выбрать из огромного количества камертонов. Они могут быть выполнены в виде металлической вилки, дудочки или свистка. Еще они могут издавать звуки разной высоты, наиболее популярными являются "ля", "ми" и "до". Иногда это даже несколько тонов за раз - такие приборы часто используют гитаристы и скрипачи, поскольку классический строй для каждого из этих инструментов един.

Помимо этого, в последние годы появилось большое количество электронных камертонов, которые называют тюнерами, и приложений и сайтов на эту тему. Так что современному музыканту сложно не суметь настроить свой музыкальный инструмент - всегда будет возможность оттолкнуться от основного тона. Кстати, камертон - это серьезное подспорье для хора, особенно если пение происходит без музыки - "а капелла". Певцы в данном случае ориентируются на звук стандартного тона, но не забывают и о сочетаемости своих голосов.

Для каждой конкретной цели есть свой камертон. Для гитары он может содержать все шесть нот для открытых струн, для скрипки и виолончели - четыре и т. д. Это значительно облегчает процесс настройки. Но как бы он ни выглядел и для чего бы ни был предназначен - в любом случае камертон работает в соответствии с законами физики.

Принцип работы

Вероятно, большинство из школьного курса физики помнит о том, что звуки вызываются колебаниями. И данный случай, разумеется, не исключение. Камертон для гитары, пианино или любого другого инструмента работает по одному принципу - какое-то действие приводит в движение пластину. Она в свою очередь колеблется и издает тон той или иной высоты. Прибор создает гармонические волны, и это значит, что получаемый звук камертона оказывается очень чистым. Кроме того, на него не влияет температура окружающей среды.

Кстати, большая часть камертонов довольно компактны, и этому тоже есть физическая причина. Дело в том, что, чем он больше, тем более низкий звук он издает, даже если остальные параметры одинаковы.

Особые виды

Есть еще одна разновидность камертонов, которую важно не путать с остальными, поскольку они используются в совершенно других случаях. Речь идет про камертон медицинский, который нужен врачам-отоларингологам, ортопедам и неврологам, чтобы изучить особенности проводимости звуков по костям пациента.

Этот прибор также служит для определения реакции на вибрацию. С его помощью можно выявить такие заболевания, как паллистезия или полинейропатия, возникающая, например, при сахарном диабете. Этот прибор назван камертоном не только за похожую наружность, но и, разумеется, за аналогичный принцип работы.

В переносном смысле это слово также употребляется, например, психологами. Они иногда предлагают своим пациентам найти "внутренний камертон", то есть стержень, опору, основу личности.

Об интересном

В симфонических оркестрах, где количество самых разных музыкальных инструментов просто огромно, камертон - это не такой уж и частый гость. Обычно настройка происходит в соответствии с гобоем - на его звук не влияет почти ничто. Однако если в выступлении используется рояль, то сначала его настраивают в соответствии с

камертоном, а уже по нему регулируются остальные инструменты. Даже если произойдет какая-то ошибка, весь оркестр будет звучать гармонично, и, возможно, зрители даже не заметят недочета.

Настройка гитары

Этот музыкальный инструмент остается крайне распространенным среди тех, кто не занимается исполнительской деятельностью профессионально. Разумеется, это классическая шестиструнная гитара. Когда она новая или на ней недавно были заменены струны, настраивать ее приходится частенько. Да и позднее, после неаккуратного перемещения и в результате перепадов температуры, может понадобиться коррекция ее звучания.

Если под рукой есть специальный камертон для гитары, задача серьезно упрощается, ведь каждая издаваемая нота соответствует отдельной струне. Но если в распоряжении имеется лишь классическая разновидность, придется немного потрудиться и напрячь свой слух. Звук, издаваемый камертоном, должен соответствовать тону первой струны, зажатой на пятом ладу. Когда это будет достигнуто, можно продолжить. Для этого каждая последующая струна зажимается на пятом ладу настраивается в унисон с предыдущей. Это несложно, но требует определенной практики. Исключение составляет лишь третья, для которой используется третий лад.

Кстати, если в распоряжении гитариста нет камертона, то можно послушать обычные телефонные гудки, они тоже соответствуют ноте "ля". Самостоятельно можно также регулировать струны скрипки, виолончели и подобных им инструментов. Ну а настройка пианино или рояля настолько сложна, что лучше доверить это дело профессионалам.

Камертон - это... Что такое Камертон?

Камерто́н (нем. Kammerton, «комнатный звук») — небольшой портативный прибор, точно и ясно издающий звук определённой высоты со слабыми гармоническими призвуками. Стандартный камертон издаёт звук ля 1-й октавы частотой 440 Гц. В исполнительской практике применяется для настройки музыкальных инструментов. При пении хора а капелла (то есть без инструментального сопровождения) хормейстер находит по камертону и указывает хористам высоту звуков, с которых они начинают своё пение. Устройство камертона может быть различным. Встречаются механические, акустические и электронные камертоны.

История

В 1711 году придворный трубач английской королевы Джон Шор изобрёл необходимый всем музыкантам и настройщикам музыкальных инструментов нехитрый предмет, похожий на металлическую вилочку с двумя зубцами. Эта «вилочка» была названа камертоном. Если ударить по камертону, его концы начинают свободно колебаться и раздается звук, который служит эталоном высоты при настройке музыкальных инструментов и в пении. Камертон, изобретенный Шором, давал 420 колебаний в секунду. Издаваемый камертоном звук было решено присвоить ноте ЛЯ, от неё и настраивали все другие звуки. У многих струнных инструментов, чаще всего у скрипки, при изменении температуры натяжение струн меняется, поэтому скрипачам приходится часто подтягивать струны, и камертон тут незаменим.

В наши дни симфонические оркестры редко пользуются камертоном. В оркестре роль камертона выполняет деревянный духовой инструмент гобой, поскольку в его конструкции температура не влияет на музыкальный строй и его нота ЛЯ всегда устойчива. Но если с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают уже по роялю, а рояль перед концертом должен быть хорошо настроен по камертону.

Сегодня камертон можно приобрести в специализированных музыкальных магазинах.

Камертон с резонатором.

Камертон с резонатором

Чтобы усилить звучание камертона, его устанавливают на резонаторе — открытом с одной стороны деревянном ящике. Длина его берётся равной 1/4 длины звуковой волны, испускаемой камертоном. При звучании камертона его стержень вертикально давит на крышку ящика с частотой колебания ножек камертона, которая при такой длине ящика совпадает с частотой основного колебания воздуха в ящике. Происходит резонансное усиление звуковой волны, выходящей из ящика, при этом важную роль играет и тот факт, что размеры ящика более близки к длине звуковой волны камертона, чем поперечник ножки камертона[1].

См. также

Примечания

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Камертон онлайн - нота Ля. Звук камертона в 440 Гц. Слушать виртуальный камертон.

Камертон онлайн: инструкция по применению.

На этой странице находится онлайн камертон, который представляет собой браузерную программу, воспроизводящую ноту Ля первой октавы (в английской и западноевропейской традиции нота обозначается буквой «A»). Частота камертона составляет 440 гц. Звук камертона служит эталоном при настройке музыкальных инструментов, например, пианино, гитары, скрипки и многих других. Сервис доступен бесплатно и без регистрации. При создании камертона использовались аудио сэмплы высочайшего качества и точной частоты.

Как пользоваться камертоном?

Нажмите левой кнопкой мыши на железную «вилку» камертона. После этого вы сразу же услышите звучание ноты Ля. Чтобы выключить звук, кликните мышкой еще раз. В правом верхнем углу можно отрегулировать громкость звучания ноты. Если вы не слышите камертон, то проверьте, включен ли звук на вашем компьютере, а также попробуйте открыть приложение в другом браузере.

Что такое камертон и зачем он нужен?

Любой музыкальный инструмент время от времени расстраивается и начинает фальшивить. Чтобы каждый раз не прибегать к помощи маститых профессоров из консерватории, человечество изобрело простой и гениальный инструмент – музыкальный камертон. Он представляет собой «железку» в форме вилки, при ударе по которой начинается вибрация и возникает звук определенной частоты (440 герц - международный эталон). Благодаря камертону, настройка музыкальных инструментов в домашних условиях стала простейшим делом, доступным даже начинающему музыканту. На этой странице мы постарались воссоздать внешний вид классического камертона в форме вилки. Кстати, забавный факт: оказывается, в английском языке камертон обозначается словосочетанием tuning fork, что буквально переводится как «настроечная вилка». Подробнее почитать о камертонах вы можете в Википедии по следующей ссылке.

Особенности и разновидности музыкальных камертонов

Музыкальный камертон — это инструмент, предназначенный для воспроизведения и фиксации высоты звука. Он создает звук «ля» 1-ой октавы с частотой 440 Гц и используется для настройки разнообразных музыкальных инструментов. Устройство камертона бывает разным, поэтому их разделяют на:

  • электронные;
  • акустические;
  • механические.

Для чего нужен камертон

Изобрел камертон английский трубач Джон Шор в 1711 году. Его устройство было похоже на металлическую вилку с 2-мя зубцами. Тогда высота настройки звука «ля» 1-ой октавы была равна 119,9 Гц. Как нам рассказали на www.svetomuz.ru, начиная с тех времен, постепенно высота настройки камертона поднималась, иногда доходя до 453 Гц, что вызывало протесты многих вокалистов. В далеком 1885 году установили новый международный эталон главного тона, согласно которому «ля» 1-ой октавы была равна 435 Гц. Такой эталон просуществовал до 30-х годов прошлого века, после чего появился новый эталон основного тона, составляющий 440 Гц, который действует до нашего времени.

При ударе по такому предмету его концы колеблются и создается звук, который является эталоном в процессе настройки музыкальных инструментов. Если взять струнные музыкальные инструменты, то при изменениях температуры изменяется натяжение струн, из-за чего часто приходится подтягивать струны при помощи камертона.

Стоит отметить, что симфонические оркестры сейчас практически не пользуются камертоном, так как его роль выполняет духовой инструмент гобой, у которого нота «ля» всегда является устойчивой. Когда в оркестре играет рояль, тогда каждый из музыкальных инструментов настраивается по роялю. Но сам рояль настраивают именно по камертону.

Как настраивается камертон

Точно настроить такое устройство можно лишь в условиях акустической лаборатории, которая оснащается необходимыми измерительными приборами. Есть духовые камертоны, которые имеют вид свистка, при помощи специального приспособления они могут издавать каждый из 12 звуков хроматической системы. Самыми точными являются именно металлические камертоны, которые не подвергаются влиянию посторонних факторов. В последнее время популярными стали измерительные устройства, в которых источником звука является электрический генератор.

Для усиления звучания камертона, его закрепляют на резонаторе, который представляет собой деревянный ящик, он является открытым с одной стороны. Длина такого ящика равняется 1/4 длины звуковой волны, которую издает камертон. Во время звучания устройства, стержень давит на крышку ящика с определенной частотой, при этом она совпадает с частотой колебания воздуха в ящике. Таким образом осуществляется резонансное усиление звука, который выходит из ящика. В таком процессе важную роль играет то, что габариты ящика совпадают с длиной звуковой волны, которую создает камертон.

Купить камертон можно здесь, хороший выбор и низкие цены гарантированы.



Смотрите также

Серозометра: Лечение Народными Средствами

Серозометра: причины возникновения, симптомы и лечение Патологическое скопление в полости матки жидкости — серозометра, довольно серьезный симптом. Промедление… Подробнее...
Палец

Щелкающий Палец: Лечение Народными Средствами

Какие существуют способы избавления от щелкающих суставов Когда палец (или даже несколько) заклинивает во время сгибания или раздается непривычное щелканье, то… Подробнее...
Простатит

Затрудненное Мочеиспускание У Мужчин: Лечение Народными Средствами

Из-за чего возникает затрудненное мочеиспускание у мужчин Проблемы с мочеиспусканием у мужчин встречаются достаточно часто, причем даже в молодом возрасте, но… Подробнее...